Одиночество, его типы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:40, доклад

Описание работы

Представление об одиночестве связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.

Работа содержит 1 файл

Одиночество.docx

— 40.97 Кб (Скачать)

Одиночество. Представление об одиночестве связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество. 
 
Одиночество — это тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны. 
 
Степень испытываемого человеком одиночества не связана с количеством лет, проведенных человеком вне непосредственных контактов с людьми. Например, многие люди всю жизнь живут одни и при этом чувствуют иногда себя менее одинокими, чем те, кому приходится жить среди других людей и постоянно общаться с ними. Одиноким также нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими его людьми, не проявляет ни психологических, ни поведенческих признаков одиночества. Подлинные состояния одиночества обычно сопровождаются симптомами тех или иных психологических расстройств, которые имеют форму негативных аффектов или даже неврозов. У разных людей аффективные реакции на одиночество, как правило, различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе. 
 
Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторыми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или любви с другими людьми. Одинокая личность — это, как правило, депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. 
 
Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и нередко считает себя малопривлекательной для других людей личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такое отношение к себе одинокого человека нередко сопровождается специфическими аффектами, среди которых злость, печаль, глубокое несчастье. Одинокий человек избегает социальных контактов и сам своим поведением изолирует себя от других людей. Нередко ему более, чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает в себя повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрации. 
 
Одинокие люди более пессимистичны, чем неодинокие, они переживают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего — худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко наблюдается усталый вид и имеется повышенная сонливость. 
 
Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность может стать одной из возможных реакций на одиночество, и это состояние обычно сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, и это стимулирует возникновение вражды. Если же люди убеждены, что сами повинны в своем одиночестве, не верят в то, что смогут изменить себя, то они, вероятно, будут печальны и осуждать себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество «бросает ему вызов», то он будет активно бороться с ним, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от этого чувства. 
 
Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это — их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если сами они не признают себя одинокими. 
 
Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на высказывания партнеров по общению. 
 
Таким людям свойственны и специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих людей, нередко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют другим людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, не контролируют собственные поступки.  
 
Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в межличностных конфликтах. Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или стараются им понравиться. 
 
Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем не одинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношении, вызывают у них повышенную тревожность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов разрешения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения. 
 
Три типа одиночества: 

  •  
    Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. 
  •  
    Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества. 
  •  
    Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. 

Одинокие люди нередко  видят в самих себе причину  своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр. 
Способ реагирования человека на одиночество — депрессия или агрессия — зависит от того, как сам человек объясняет свое одиночество. При внутреннем локусе контроля у него чаще возникает депрессия, а при внешнем — агрессия. Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и повышенная самокритичность только способствует усилению этих самоуничижительных чувств. 
Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных последствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство. 
Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной социально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношении, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем других, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

 

Одиночество - это  один из психологических факторов, влияющих на эмоциональное состояние  человека, находящегося в изменённых условиях, изоляции от других. Какие  же существуют факторы одиночества? Вот основные:

  • непонимание
  • отсутствие друзей
  • нас не слышат ( не в прямом смысле этого слова, конечно ).

Выходи из такого состояния, конечно, есть. Нужно провести самоанализ и поискать пути выхода, найти живую связь. Признаки одиночества  таковы:

  1. отождествление неживых предметов
  2. общение с предметами
  3. животные заменяют друга и др..
  4.  
  5.    Человек, назвавший себя одиноким,  дос-
  6. тоин не сострадания, а белой зависти сора-
  7. дования. Покидающий тебя - твой друг,  ибо
  8. он помогает  тебе  обрести  бесценный  дар
  9. одиночества. (Я бы не  хотел иметь таких
  10. друзей и таких "даров").
  11.    Подобно страху смерти, страх одиночес-
  12. тва выступает одним из ведущих стимулов  и
  13. регуляторов наших  поступков,  действий  и
  14. бездействий. Подобно угрозе смерти, угроза
  15. одиночества, еще даже только  предвидимая,
  16. в  огромных  количествах  отнимает  у  нас
  17. энергию  и жизненную силу. И тут дело не в
  18. самом одиночестве, а в тех чувствах, кото-
  19. рые оно вызывает. Одиночество, как и смер-
  20. ть,  становится  бедствием и проклятием,
  21. когда  оно неправильно понято и истолкова-
  22. но.
  23.    Общество и отдельные его члены реаги-
  24. руют на упоминание об одиночестве культур-
  25. но узаконенным рефлексом, который обуслов-
  26. лен обыденным пониманием  одиночества  как
  27. социальной изоляции, своего рода  духовной
  28. кончины, вызванной разрывом связей с окру-
  29. жающими людьми. Согласно этому пониманию,
  30. чем меньше у вас контактов, тем  более  вы
  31. одиноки. Иначе говоря, тем  больше  у  вас
  32. шансов умереть для общества. (Слишком  уп-
  33. рощено).  Семейный  круг - далеко не самое
  34. подходящее  место  для  избавления от чув-
  35. ства  одиночества.  (Вопрос спорный, я ду-
  36. маю,  в большей степени это зависит от то-
  37. го, какая семья). Родственные узы обязыва-
  38. ют  ко многому и прежде всего - к соблюде-
  39. нию  конвенций, писаных и неписаных. В ро-
  40. дственном  общении  в конечном счете все -
  41. от расписания визитов до выражения чувств,
  42. включая обьятия, поцелуи и даже мимолетные
  43. улыбки  -  так  или иначе подлежит строгой
  44. ритуализации,    регламентации.    Степень
  45. строгости может варьировать от культуры  к
  46. культуре, но сам принцип остается незыбле-
  47. мым.  (Но  человеку  и не нужно, чтобы его
  48. понимали  ежесекундно,  и  даже, как пишет
  49. автор,  при "ритуализации и регламентации"
  50. всегда можно найти время для общения и по-
  51. нимания, главным образом, я думаю, это за-
  52. висит  от желания партнеров). Да, человеку
  53. недостаточно  существовать - ему необходи-
  54. мы  убедительные  доказательства того, что
  55. он существует на самом деле. Вы совершенно
  56. одиноки, это нужно понять. Как только  че-
  57. ловек  начинает осознавать, он становиться
  58. одиноким. И чем выше сознание, тем  глубже
  59. осознание одиночества. Потому не  убегайте
  60. от  этого факта в  общество друзей,  ассо-
  61. циаций и толпы. Не бегите от него! Это ве-
  62. личайшее явление - весь  процесс эволюции
  63. стремился  к этому. (Первый  раз встречаю
  64. мысль  о том, что  "эволюция  стремится  к
  65. одиночеству").
  66.    Все нации, семьи, все группировки сос-
  67. тоят из трусов, из тех,  кто недостаточно
  68. храбр, чтобы быть одному. Истинное  мужес-
  69. тво - это смелость оставаться  в одиночес-
  70. тве. (Я считаю мужеством - способность пе-
  71. ренести  одиночество,  но  не стремление к
  72. нему. Имеет ли автор право обвинять в тру-
  73. сости целые народы, можно ли назвать тру-
  74. сами фаланги Македонского, или легионы Це-
  75. заря? Тех, кто был силен именно  ощущением
  76. своего единства, своей ответственностью за
  77. тех, кто рядом?)
  78.     Если вы ощущаете свое собственное оди-
  79. ночество, вы поймете страдания других лю-
  80. дей. Если вы способны жить с фактом  соб-
  81. ственного одиночества, вы знаете, что каж-
  82. дый тоже одинок. Тогда сын знает, что его
  83. отец  одинок;  жена знает, что муж ее оди-
  84. нок;  муж знает об одиночестве своей жены.
  85. Зная это,невозможно не быть милосердным.
  86.    Король абсурда Сэмуэль Беккет не  уста-
  87. вал выражать категорическое  несогласие  с
  88. Сартром  и  Хайдеггером,  которые  считали
  89. самоутверждение в мире чуть ли  не  долгом
  90. личности.  Ибо  справедливо  полагал,  что
  91. личность,  одержимая   жаждой    "оставить
  92. след", несет  миру  опасность  разрушения.
  93. (Здесь многое, наверное, зависит от того,
  94. какая личность и какой след).
  95.    "В смерть каждому приходиться уходить
  96. одному",- сказал однажды Соломон Минхоэлс.
  97. Не боимся  ли  мы  смерти  именно  потому,
  98. что  она  мыслится,  за  неимением  других
  99. образов потустороннего  бытия, как полное,
  100. окончательное и бесповоротное одиночество?
  101.    Зря родители пытают в детском возрасте
  102. своего ребенка, любит он  их  или нет, или
  103. просят "показать" как  он любит мамочку  и
  104. папочку. Он их  не любит, хоть и не  смеет
  105. отказать в настойчивой просьбе: он  к  ним
  106. слишком привязан,  чтобы любить. Там,  где
  107. властвует привязанность  или  зависимость,
  108. там и не может  быть  любви. Любовь - удел
  109. свободных людей. Не спешите, любящие  папы
  110. и мамы. Пора любви еще не пришла. Настанет
  111. день,  когда с привязанностью будет покон-
  112. чено.  Вот тогда и созреет ваше чадо для
  113. подлинной любви - через осознание и приня-
  114. тие   своего  одиночества,  независимости,
  115. свободы выбора.
  116.    В одиночестве человеку  волей-неволей
  117. приходится общаться  с самим  собой.  Соб-
  118. ственно говоря, личность - это, в конечном
  119. счете, форма пребывания сознания наедине с
  120. собой.
  121.    Общаясь, мы менее всего думаем  о том,
  122. чтобы оградить свое и чужое одиночество от
  123. посторонних вмешательств. Напротив, мы за-
  124. няты только тем, что "исцеляем"  от одино-
  125. чества себя и других или, по крайней мере,
  126. проводим в этом направлении  массированную
  127. профилактику. (А что в этом плохого?)
  128.    Для опытного специалиста - "практика" в
  129. сфере  человеческих  отношений - не   сек-
  130. рет, что наладить отношения с собой куда
  131. труднее, чем с другими людьми. (Это зави-
  132. сит от того, какой "ты сам", какие "другие
  133. люди"  и какие "отношения" ты хочешь нала-
  134. дить).
  135.    Вместо того, чтобы обучить одиночеству,
  136. учили зависеть от связей и привязанностей.
  137. (Привязанностям  не учат, они либо  есть,
  138. либо их нет). Да стоит только  вам  выска-
  139. зать во  всеуслышание  громкую жалобу  на
  140. одиночество, отбою не  будет  от  умельцев
  141. всех рангов,  любителей  и профессионалов,
  142. которые добросовестно - за деньги  или  из
  143. чистого  сострадания  - станут обучать па-
  144. тентованным способом "делать друзей и вли-
  145. ять на людей", то есть учить привязывать к
  146. себе каждого, кого вам  захочется  к  себе
  147. привязать. (А если человек не  может,  не
  148. хочет или не умеет оставаться с самим  со-
  149. бой? Разве можно осуждать  людей за  жела-
  150. ние общения с себе подобными?)
  151.    Английский  психиатр  Лэйнг  утверждал,
  152. что ранняя шизофрения развивается у  детей
  153. не из-за жестокого  обращения, как  думали
  154. раньше,  а  под  действием мелких и, каза-
  155. лось,  незаметных неподтверждений - от не-
  156. дослушиваний, невнимательных взглядов, со-
  157. провождаемых дежурной улыбкой, от неласко-
  158. вых  рук, которые гладят ребенка по голов-
  159. ке  (читайте З.Фрейда)  только  для того,
  160. чтобы от него  отделаться. (Автор сам себе
  161. противоречит, ведь  проведенная статистика
  162. доказывает, что не только человек, но даже
  163. маленький  ребенок  нуждается  в  общении,
  164. любви,  взаимопонимании,  самоутверждении,
  165. причем  не в суррогате образов внимания, а
  166. в  настоящем понимании его как личности, в
  167. понимании  его мира, его забот, его радос-
  168. тей и огорчений).
  169.     Если ты чувствуешь себя одиноким,  на-
  170. зови вещи своими  именами. Признайся,  что
  171. ты покинут; признайся,  что  ты  оставлен;
  172. признайся,  что  ты  не понят. Это значит,
  173. что  твое жизненное пространство сжимается
  174. до  объема  твоего тела. Тебя загоняют под
  175. твою  собственную  кожу, заставляя тем са-
  176. мым  осознать изначальную истину: я - оди-
  177. нок.  Но  ты сопротивляешся, ты не желаешь
  178. этого осознания.
  179.    Не  упускай возможности прoжить среди
  180. людей  тихо  и бесследно, не наследив в их
  181. памяти и сознании. Радуйся не своей власти
  182. над ними, а собственной власти  над собой,
  183. удерживающей тебя  от непрошеных "вкладов"
  184. в их судьбы". (Это частично  стыкуется с
  185. моей теорией "добро  есть не  делать зло",
  186. но  в  принципе  противоречит  Агни  Йоге:
  187. "все,  что не развивается, не эволютивно,
  188. бездейственно - является космическим мусо-
  189. ром и подлежит уничтожению").
  190.    И небольшое лирическое отступление. То-
  191. мас  Вулф - "Взгляни на дом свой, ангел",
  192. описание  мыслей младенца: "Он злобно ста-
  193. рался представить себе, что они почувство-
  194. вали  бы,  если бы вдруг догадались, о чем
  195. он  думает;  иногда  он смеялся над ними и
  196. над их дурацкой комедией ошибок, когда они
  197. скакали  вокруг  него,  чтобы его развесе-
  198. лить,  трясли головами и грубо его щекота-
  199. ли,  так  что он против воли начинал хохо-
  200. тать.  Его  положение  было одновременно и
  201. отвратительным и смешным: он сидел на полу
  202. и смотрел, как они входят, видел, как лицо
  203. каждого из них искажается глупой ухмылкой,
  204. слышал, как их голоса  становятся сладкими
  205. и сюсюкающими, едва они заговаривали с ним
  206. и произносили слова, которых он еще не по-
  207. нимал  и которые они коверкали в нелепой
  208. надежде сделать понятным то, что уже  было
  209. искалечено. И, несмотря  на досаду, он  не
  210. мог не засмеяться над  дураками.  А когда
  211. его оставляли спать одного, им  овладевало
  212. неизбывное одиночество и печаль: он  видел
  213. свою жизнь  и понимал,  что  ему  навсегда
  214. суждена грусть - запертая  в этом  круглом
  215. маленьком  черепе,  заточенная в этом бью-
  216. щемся,  укрытом от  всех сердце, его душа
  217. была  обречена  бродить по пустынным доро-
  218. гам. Затерянный! Он понимал, что люди веч-
  219. но  остаются  чужими друг другу, что никто
  220. не способен  по-настоящему понять другого,
  221. что, заточенные в темной утробе матери, мы
  222. появляемся  на  свет, не зная ее лица, что
  223. нас вкладывают в ее обьятия чужими, и что,
  224. попав в безвыходную тюрьму  существования,
  225. мы никогда уже из нее  не вырвемся, чьи бы
  226. руки  нас  ни  обнимали, чей бы рот нас ни
  227. целовал,  чье  бы сердце нас ни согревало.
  228. Никогда,  никогда,  никогда. Он видел, что
  229. оглушительные голоса, которые бессмысленно
  230. грохотали над ним, немногим лучше понимали
  231. друг  друга, чем понимают его, что даже их
  232. речь, легкость и свобода их движений, лишь
  233. весьма скудные средства передачи их мыслей
  234. и чувств и часто не только не способствуют
  235. пониманию,  а, наоборот, углубляют и ожес-
  236. точают раздоры, злобу и предубеждения".

Информация о работе Одиночество, его типы и виды