Одаренность, талант, гений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Понятия одаренность, талант, гениальность для многих людей не представляют различия, но, тем не менее, скрывают свои особенности. В сегодняшнее время практически любой человек может одарить своего соседа словом «гений», если тот не сделал ничего особенного, кроме того, что поразил своего друга неординарностью своего поведения или деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии - копия.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Финансовый  университет

При Правительстве Российской Федерации

Факультет финансов и кредита

Реферат

Тема: «Одаренность, талант, гений»

              Выполнила

Студентка ФК 1-12

Козина  Е.В.

Проверила

 Мужичкова Ю.Е. 
 

Москва  2011

Введение

Понятия одаренность, талант, гениальность для многих людей  не представляют различия, но, тем не менее, скрывают свои особенности. В  сегодняшнее время практически  любой человек может одарить  своего соседа словом «гений», если тот  не сделал ничего особенного, кроме  того, что поразил своего друга  неординарностью своего поведения  или деятельности. В действительности же, настоящих гениев природа создана  единицы, и главная их особенность  заключается в том, что они  перевернули старое мировоззрение  людей, сделали фурор, величайшее открытие, о котором раньше никто не подозревал. Талантливых людей гораздо больше в наше время, чем гениев. Они, безусловно, тоже имеют свои отличия. Одно из них  и самое главное – проявление исключительных способностей к познанию и определенной деятельности. Они легко обучаемые, усердные, целеустремленные и имеют блистательные результаты.

Что же касается одаренности, то человек, обладающий ею, расположен ко многим и различным  видам деятельности и общения, то есть обладает единством общим способностей, обуславливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие  деятельности и общения.

В действительности же, все эти понятия скрывают большой  объем  информации, часть которой  раскрыта мной в моей работе. 
 
 

Способности, одаренность

В книге В. Н. Дружинина «Психология общих  способностей» 

под общими способностями  понимается интеллект, обучаемость, креативность.

Отсюда и предлагается формулам способностей:

      1

Прежде чем  перейти к понятию одеренности, неоюходимо установить, что же такое способности.

Существуют два  мнения рассмотрения способностей. Одни авторы рассматривают в качестве способности какое-либо отдельное  свойство, другие – их совокупность.

В. Н. Мясищевым  и А. Г. Ковалевым такая постановка вопроса выражена весьма отчетливо; авторы считают, что под способностями  надо понимать ансамбль свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека.

Во-первых, под  способностями разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется  основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого  по способностям".  

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его  товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при  хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог  бы иметь гораздо больше знаний.2

В жизни под  способностями обычно имеют в  виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые  могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с  другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает  качественно иной характер в зависимости  от наличия и степени развития других способностей.

Непременным атрибутом  способностей являются задатки. Под задатками чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1960) поясняют их как физиологические и психологические особенности человека, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга.3

Вообще-то правильнее было бы говорить о разной степени  выраженности какого-либо способности, а не об отсутствии ее у того или иного человека. люди со слабо выраженными способностями называются неспособными, т. е. не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата.4

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них  с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет практическая деятельность. Термин «одаренность» появился в психологии в начале

XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями.5

 Понимание  одаренности существенно зависит  от того, какая ценность придается  тем или другим видам деятельности  и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной  деятельности.

В. Штерн дал  ей следующую трактовку: « Умственная одаренность есть общая способность  сознательно направить свое мышление на новые требования и способность  приспособления к новым задачам  и условиям жизни.6

Понятие "музыкальная  одаренность" имеет, конечно, для  нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь  у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.

Необходимо выделить несколько черт одаренности:

Во-первых, одаренность  выступает лишь в виде предпосылки  таланта, а сама одаренность есть не что иное, как врожденные задатки;

во-вторых, исходя из представлений А. Н. Леонтьева, одаренность  есть у всех, вопрос лишь в степени  ее выраженности у отдельных людей; в-третьих, одаренность – это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей.

     Вот еще одна трактовка одаренности: одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности; системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.7

От одаренности  зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность  достижения этого успеха. Даже ограничиваясь  психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного  выполнения всякой деятельности требуется  не только одаренность, т. е. наличие  соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную  и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной  деятельностью, он не сможет выполнять  функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

Талант

По поводу соотношения  между понятиями одаренность  и талант существуют разные точки  зрения. Некоторые авторы их отождествляют, я же считаю что между ними есть существенные различия. 

Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей) одними психологами

отождествляется с одаренностью, другими рассматривается  как высокий уровень развития

способностей, прежде всего специальных. Одаренность  и талант многие

авторы считают  синонимами.

Впервые комплекс качеств творческой личности, был предложен в 1984 году Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным2. Они выявили шесть основных качеств, которые можно воспитывать и развивать в талантливом человеке:

  1. наличие новой, значительной, общественно полезной Достойной Цели;
  2. наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль за их выполнением;
  3. высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;
  4. хорошая техника решения задач;
  5. "умение держать удар" - способность отстаивать свои идеи;
  6. результативность.

Развитая поисковая  активность, направленная на познание, - тяга к неведомому и небывалому - является определяющим для творческой личности качеством. Она задает главный мотив ее жизни - стремление расширить горизонты познания человека и его возможности, пронизывает все этапы становления творческой личности и все ее последующее творчество. Только благодаря этому качеству формируется главный вектор творческого поиска, происходит последующий выбор Цели и работа над ней.

Вторая составляющая этого качества - верность выбранной Цели, то есть стремление отдавать все силы ее достижению, готовность к преодолению возникающих трудностей.

Следующей важной особенностью творческого мышления является системность мышления, т.е. видение многообразия свойств и взаимосвязей между различными объектами. Не менее важна роль развитого воображения.

И, наконец, творческим личностям присуща независимость мышления. С одной стороны, для того, чтобы сказать новое слово в науке и технике, необходима собственная точка зрения, независимая от авторитетов. Кроме вышеперечисленного, творческое мышление включает в себя определенное мировоззрение.

Выдающиеся творческие личности прежде всего были великими тружениками, обладали высокой работоспособностью. Нет особой необходимости подчеркивать, что без этого качества физически невозможно достижение поставленных Целей.

Работоспособность складывается из способности много работать и умения хорошо организовать свою работу. Известно, что Т.Эдисон и О.Хэвисайд могли сутками не выходить из своих лабораторий. И подобным примерам нет конца.

Для достижения Цели необходимо проделать большой  объем работы. Следовательно, надо развивать  в себе навыки рационального использования времени.

Стратегия открытия таланта

Первая  ступень. Главный стимул саморазвития - интерес к новому, необычайному (поисковая активность).

Первый  этап творческого  саморазвития - развитие поисковой активности и воображения: чтение научно-фантастической и научно-популярной литературы, биографий выдающихся творческих личностей; выполнение упражнений по развитию воображения. 8

Второй  этап - многообразие интересов: добавляется сознательное расширение круга собственных интересов, систематическое чтение научно-популярной литературы, повышение общекультурного уровня, знакомство с искусством.

Третий  этап - возникновение интереса к конкретной области: добавляется выполнение специальных упражнений по развитию остальных составляющих творческого мышления, стремление определиться с главной областью интересов.

Вторая  ступень. Происходит смена стимула саморазвития - поиск своего творческого направления. Эффективность саморазвития при этом существенно возрастает.

Четвертый этап - формирование главного вектора творческого поиска: добавляется углубление знаний в выбранной области науки или техники, начинается углубление знаний в смежных областях; систематическое самообразование.

Третья  ступень. Происходит очередная смена стимула саморазвития - стремление поставить конкретную творческую Цель. Эффективность саморазвития при этом резко возрастает.

Пятый этап - формирование творческой Цели: возникает настоятельная необходимость в реальной, практической деятельности в выбранной области науки и техники, первые попытки самостоятельно внести в нее что-либо новое; добавляется усиленное самообразование в выбранной и смежных областях науки и техники. 9

Гениальность

Информация о работе Одаренность, талант, гений