Общение
– это процесс взаимодействия
между людьми, в ходе которого
возникают, проявляются и формируются
межличностные отношения. общение
предполагает обмен мыслями, чувствами,
переживаниями и т.п. Возрастание
психологической общности как
сходства, единства, похожести, с одной
стороны, облегчает общение («мы понимаем
друг друга с полуслова», «мы говорим с
ним на одном языке»), с другой стороны,
может возникнуть ситуация, когда обмениваться
уже нечем, все рассказано, обсуждено и
т.д. Это явление называют информационной
истощаемостью партнеров по совместному
проживанию. Полная тождественность, если
бы она была возможной, привела бы к невозможности
обмена и, таким образом, общения между
людьми. Это побуждает нас еще больше ценить
уникальность, непохожесть каждого человека.
1.Структура общения
К
структуре общения можно подойти
по-разному, в данном случае
будет охарактеризована структура
путем выделения в общении
трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,
интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная
сторона общения (или коммуникация в узком
смысле слова) состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
Коммуникативная
сторона общения. Во время
акта общения имеет место не
просто движение информации, а
взаимная передача закодированных сведений
между двумя индивидами – субъектами
общения. Следовательно, схематично коммуникация
может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно,
имеет место обмен информацией. Но люди
при этом не просто обмениваются значениями,
они стремятся при этом выработать общий
смысл. А это возможно лишь в том случае,
если информация не только принята, но
и осмыслена.
Коммуникативное
взаимодействие возможно только
в том случае, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор)
и человек, принимающий ее (реципиент)
обладают сходной системой кодификации
и декодификации информации. Т.е. «все
должны говорить на одном языке».
В
условиях человеческой коммуникации
могут возникать коммуникативные
барьеры. Они носят социальный
или психологический характер. Сама
по себе исходящая от коммуникатора информация
может быть побудительной (приказ, совет,
просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать
какое-либо действие) и констатирующей
(сообщение – имеет место в различных
образовательных системах).
Средства
коммуникации. Для передачи любая
информация должна быть соответствующим
образом закодирована, т.е. она
возможна лишь посредством использования
знаковых систем. Самое простое
деление коммуникации – на
вербальную и невербальную, использующие
разные знаковые системы. Вербальная использует
в качестве таковой человеческую речь.
Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации посредством речи менее всего
теряется смысл сообщения. Можно обозначить
психологические компоненты вербальной
коммуникации – «говорение» и «слушание».
«Говорящий» сначала имеет определенный
замысел относительно сообщения, потом
он воплощает его в систему знаков. Для
«слушающего» смысл принимаемого сообщения
раскрывается одновременно с декодированием.
Модель
коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов:
КТО?
(передает сообщение)
– Коммуникатор
ЧТО?
(передается)
– Сообщение (текст)
КАК?
(осуществляется передача) – Канал
КОМУ?
(направлено сообщение) – Аудитория
С
КАКИМ ЭФФЕКТОМ?
– Эффективность.
Можно
выделить три позиции коммуникатора
во время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя
сторонником излагаемой точки зрения),
отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально,
сопоставляет противоречивые точки зрения)
и закрытая (умалчивает о своей точке зрения,
скрывает ее).
Выделяют
четыре группы невербальных средств
общения:
1)
Экстра- и паралингвистические (различные
околоречевые добавки, придающие общению
определенную смысловую окраску – тип
речи, интонирование, паузы, смех, покашливание
и т.д.)
2)
Оптико – кинетические (это то,
что человек «прочитывает» на
расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).
Жест
– это движение рук или кистей
рук, они классифицируются на
основе функций, которые выполняют:
коммуникативные (заменяющие речь); описательные
(их смысл понятен только при словах); жесты,
выражающие отношение к людям, состояние
человека; мимика – это движение мышц
лица; пантомимика – совокупность жестов,
мимики и положения тела в пространстве.
3)
Проксемика (организация пространства
и времени коммуникативного процесса).
В психологии выделяют четыре дистанции
общения:
-
интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней
общаются люди, связанные, как
правило, близкими доверительными
отношениями. Информация передается
тихим и
спокойным голосом.
Многое передается с помощью жестов,
взглядов, мимики.
-
межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На
ней осуществляется общение между
друзьями).
-
официально-деловая или социальная
(от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового
общения, причем чем больше расстояние
между партнерами, тем более официальны
их отношения.
-
публичная (более 3,7 метров). Характеризуется
выступлением перед аудиторией.
При таком общении человек
должен следить за речью, за
правильностью построения фраз.
4)
Визуальный контакт (визуалика
– это контакт глаз). Установлено,
что обычно общающиеся смотрят
в глаза друг другу не более
10 секунд.
Интерактивная
сторона общения. Это характеристика
тех компонентов общения, которые
связаны со взаимодействием людей, с непосредственной
организацией их совместной деятельности.
Есть два типа взаимодействий – кооперация
и конкуренция.
Кооперативное
взаимодействие означает Координацию
сил участников. Кооперация является
необходимым элементом совместной деятельности,
порождается самой ее природой. Одной
из наиболее ярких форм конкуренции является
конфликт.
Перцептивная
сторона общения – это процесс
восприятия и понимания людьми
друг друга.
Все
три стороны общения тесно
переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс
общения в целом.
2.Функции общения
Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс.
Вот далеко не полный перечень
функций общения, которые определены по
различным критериям: эмоциональная, информационная.
Социализирующая, связующая, самопознания
(А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная,
осознания, самоопределения (А.Б. Добрович);
сплочения, инструментальная, трансляционная,
самовыражения (А.А. Брудный); контактная,
информационная, побудительная, координационная,
понимания, эмотивная, установления отношений,
оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др.
Ели же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то можно выделить
совокупность трех групп функций.
1. Психологические функции обусловливают
развитие человека как индивида
и личности. В условиях общения
многие психические процессы
протекают иначе, чем в условиях
изолированной индивидуальной деятельности.
Общение стимулирует развитие мыслительных
процессов (когнитивная деятельность),
волевых процессов (активность), эмоциональных
процессов (аффективность).
2. Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы. Интеграция общества
возможна только при условии наличия общения
во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют
связи между человеком и миром
в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.
Кроме того, они отвечают деятельностной
природе человека, социальных групп и
обществ.
Концептуальная идея такого деления
функций лежит в представлении
о взаимосвязи человека с
обществом и миром в соответствии
с простой моделью отношений: человек
– деятельность – общество. Естественно
классификаций и типологий функций общения
может быть сколько угодно, в зависимости
от выбранного критерия. В данном случае
взгляд на функции общения определен предметом
социальной психологии.
Инструментальная функция общения
представляет особый интерес,
поскольку она связана с общением
человека не только с другими
людьми, но и с уникальными
явлениями окружающего мира, таким
как, например, природа. Несмотря
на то, что общение мы рассматриваем
как специфический социальный феномен,
применение данного понятия для обозначения
контакта с природой вполне уместно. Здесь
происходит своеобразный обмен информацией
на уровнях, которые являются малоизученными
в современной науке и исследование которых
не входит в предмет социальной психологии.
Однако отношения человека с миром определяют
развитие его наблюдательности, любознательности
и любопытства – качества, которые А.Ф.
Лазурский выделял как основные при характерологическом
анализе некоторых сложных проявлений
личности, взаимодействующей с другими
людьми.