Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д.

Работа содержит 1 файл

Общение.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

  Общение  – это процесс взаимодействия  между людьми, в ходе которого  возникают, проявляются и формируются  межличностные отношения. общение  предполагает обмен мыслями, чувствами,  переживаниями и т.п. Возрастание  психологической общности как  сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

 

 

 

 

  

1.Структура общения 

     К  структуре общения можно подойти   по-разному, в данном случае  будет  охарактеризована структура  путем  выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,  интерактивной и перцептивной.  

     Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).  Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.  

     Коммуникативная  сторона общения.  Во время  акта общения имеет место не  просто движение информации, а  взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.  

     Коммуникативное  взаимодействие возможно только  в том  случае, когда человек,  направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и  декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».  

     В  условиях человеческой коммуникации  могут  возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный  или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах). 

     Средства  коммуникации. Для передачи любая  информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она  возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое  деление коммуникации – на  вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.  

     Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла  включает пять элементов: 

     КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор 

     ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст) 

     КАК? (осуществляется передача) – Канал 

     КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория 

     С  КАКИМ ЭФФЕКТОМ?              –  Эффективность.  

     Можно  выделить три позиции коммуникатора   во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя  сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).  

     Выделяют  четыре группы невербальных средств   общения: 

     1) Экстра- и паралингвистические (различные  околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) 

     2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на  расстоянии – жесты, мимика, пантомимика). 

     Жест  – это движение рук или кистей  рук, они классифицируются на  основе функций, которые выполняют:  коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека;  мимика – это движение мышц лица; пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.  

     3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения: 

     - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней  общаются люди, связанные, как  правило, близкими доверительными  отношениями. Информация передается тихим и  

спокойным голосом. Многое передается с помощью  жестов, взглядов, мимики. 

     - межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На  ней осуществляется общение между  друзьями). 

     - официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 

     - публичная (более 3,7 метров). Характеризуется  выступлением перед аудиторией. При таком общении человек  должен следить за речью, за  правильностью построения фраз. 

     4)  Визуальный контакт (визуалика  – это контакт глаз). Установлено,  что обычно общающиеся смотрят  в глаза друг другу не более  10 секунд. 

     Интерактивная  сторона общения. Это характеристика  тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.  

     Кооперативное  взаимодействие означает Координацию  сил участников. Кооперация является  необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт. 

     Перцептивная  сторона общения  – это процесс  восприятия и понимания людьми  друг друга.  

     Все  три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. 

                                             2.Функции общения 

        Общение всегда рассматривалось  как полифункциональный процесс.  Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная. Социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния  (Л.А. Карпенко) и др. Ели же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций. 

      1.  Психологические функции обусловливают  развитие человека как индивида  и личности. В условиях общения  многие психические процессы  протекают иначе, чем в условиях  изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность). 

      2.  Социальные функции детерминируют  развитие общества как социальной  системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах. 

      3.  Инструментальные функции определяют  связи между человеком и миром  в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.  

      Концептуальная  идея такого деления  функций лежит  в представлении  о взаимосвязи  человека с  обществом и миром  в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество. Естественно классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии. 

      Инструментальная  функция общения  представляет особый интерес,  поскольку она связана с общением  человека не только с другими  людьми, но и с уникальными  явлениями окружающего мира, таким  как, например, природа. Несмотря  на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не входит в предмет  социальной психологии. Однако отношения человека с миром определяют развитие его наблюдательности, любознательности и любопытства – качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Общение