Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:47, реферат
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Цель общения включает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуется социальные отношения людей.
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.
Выделяют три уровня общения.
Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
Межличностное — общение между двумя и более людьми.
Общественное — общение человека с большой аудиторией.
Структура общения состоит из следущих компонентов: содержание, цель и средства.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем моти-вационном или эмоциональном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержани.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения вклчает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий лдей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, мимика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.
В зависимости от содержания, целей
и средств общение можно
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
когнитивное (обмен знаниями),
кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),
мотивацион-ное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями. Биологическое -это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом обобщащихся лдей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие лди.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное сосредоточенно в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера. Инструментальным можно назвать общение, которое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами общения являтся вербальное и невербальное.
Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.
В общении выделят три
- коммуникативная (обмен информацией);
- интерактивная (организация взаимодействия между лдьми);
- перцептивная (восприятие лдьми друг друга).
Для восприятия человека и его познания
в ходе общения субъект неосознанно
выбирает различные механизмы. Основным
является механизм интерпретации (соотнесения)
личностного опыта познания вообще
с восприятием данного
Кроме того, процесс общения человека вклчает механизмы, искажащие представления о воспринимаемом. Наиболее значимыми из них являтся: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последущее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на лдей психических особенностей воспринимащих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов лдей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимащего).
Стороны общения:
Первая — коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.
Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.\
Невербальное общение. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.
К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.
Например. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.
Как правило, люди в меньшей степени
способны контролировать канал невербального
общения. Мимика не всегда сообщает то,
что человек говорит. Иногда все
тело участвует в передаче информации,
например, походка человека. Она
может демонстрировать
Средства невербальной коммуникации являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Например, болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.
В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту.
Вербальное и невербальное общение может существовать одновременно. Например, происходит общение в виде беседы, оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербального общения.
На процесс общения во многом влияет предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяет и его социальное окружение и т.д.
Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели, У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.>>
Деловое общение – особый
вид общения, который обладает
своими специфическими формами
и психологическими
В деловом общении и
В каждом конкретном случае
эффективность совместной