Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:47, реферат

Описание работы

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Цель общения включает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 23.37 Кб (Скачать)

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуется социальные отношения людей.

Общение — это сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

 

Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

 

Выделяют три уровня общения.

 Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.

 Межличностное — общение между двумя и более людьми.

 Общественное — общение человека с большой аудиторией.

 

Структура общения состоит из следущих компонентов: содержание, цель и средства.

Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем моти-вационном или эмоциональном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержани.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения вклчает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий лдей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, мимика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.

 

В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить  на несколько видов. По содержанию оно  может быть представлено как 

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

когнитивное (обмен знаниями),

кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),

 мотивацион-ное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, уме­ниями, навыками).

 

По целям общение делится  на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями. Биологическое -это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.

 

По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом обобщащихся лдей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие лди.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное сосредоточенно в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера. Инструментальным можно назвать общение, которое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами общения являтся вербальное и невербальное.

Невербальное - это общение при  помощи жестов и пантомимики, через  прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного  условия усвоения языка.

В общении выделят три взаимосвязанные  функции:

-    коммуникативная (обмен информацией);

-    интерактивная   (организация   взаимодействия   между лдьми);

-    перцептивная (восприятие  лдьми друг друга).

 

Для восприятия человека и его познания в ходе общения субъект неосознанно  выбирает различные механизмы. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном  общении представляет отождествление себя с другим человеком. В общении  субъект такжесебя с другим человеком. В общении субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание объекту общения определенных мотивов и причин, объяснящих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном общении вклчает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. В ходе общения субъект учитывает поступащу к нему по различным сенсорным каналам информаци, свидетельствущу об изменении состояния партнера по общени. Обратная связь от объекта общения выполняет для субъекта осведомительну   и корригирущу   функци    в процессе восприятия объекта.

 

Кроме того, процесс общения человека вклчает механизмы, искажащие представления о воспринимаемом. Наиболее значимыми из них являтся: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последущее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на лдей психических особенностей воспринимащих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов лдей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимащего).

 

Стороны общения:

 Первая — коммуникативная.  Общение включает в себя обмен  информацией между участниками  совместной деятельности, который  может быть охарактеризован в  качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

      Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.

    Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

В едином процессе общения можно  условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как  способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в  нее людей.\

 

Невербальное общение. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

 

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые  образуют знаковую систему, дополняющую  и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации —  слова.

 

Например. Товарищу, поведавшему о  постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми  знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими  вздохами и т.д.

 

Как правило, люди в меньшей степени  способны контролировать канал невербального  общения. Мимика не всегда сообщает то, что человек говорит. Иногда все  тело участвует в передаче информации, например, походка человека. Она  может демонстрировать благополучие, гнев или наоборот, сдержанность, страх. Можно получить много информации по выражению лица, мимики, жестам. Взгляд человека дополняет то, что не сказано  словами, жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе, кроме того, выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. В языке жестов большую роль играют руки, руки могут передавать и эмоциональное состояние. Например, беспокойство может проявляться в непрерывном движении рук, «заламывании пальцев» и т.д.

 

Средства невербальной коммуникации являются таким же продуктом общественного  развития, как и язык слов, и могут  не совпадать в разных национальных культурах. Например, болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как  утверждение и согласие, а отрицательное  покачивание головой, принятое у  русских, болгары могут легко  принять за знак согласия.

 

В разных возрастных группах для  осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Существенно важное значение для  усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту.

 

Вербальное и невербальное общение  может существовать одновременно. Например, происходит общение в виде беседы, оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. При этом следует  отметить, что восприятие сообщения  во многом зависит от невербального  общения.

 

На процесс общения во многом влияет предыдущий опыт человека и  его память. Каждый участвующий в  общении привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяет и его социальное окружение и  т.д.

 

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели, У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.>>

 

 Деловое общение – особый  вид общения, который обладает  своими специфическими формами  и психологическими особенностями.  При межличностном общении ценность  общения выше конкретных целей,  поводов и обстоятельств встреч. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое общение от межличностного. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). >>

 

 В деловом общении и организационном  поведении люди вынуждены постоянно  учитывать правила служебной  иерархии и профессиональной  этики, каждому приходится работать  с приятными и неприятными  людьми, учитывать специфику корпоративной  культуры. Деловое общение – общение  по строгим правилам, знание которых  обязательно. Существуют специальные  ритуалы делового общения. Это  деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные  и невербальные знаки и символы  отношений, барьеров, защит и конфликтов. С помощью ритуальных форм: обращений,  приветствий, комплиментов, мы можем  усилить или ослабить результативность  деятельности. Но в целом, в  деловом общении целью и мотивацией  является совместная деятельность, и потому оно не может быть  сведено к внешним формам. Деловое  общение включает в себя ритуальный  уровень, но не сводится к  нему. >>>>

 

 В каждом конкретном случае  эффективность совместной деятельности  усиливается или ослабляется  личными отношениями партнеров.  Для реального понимания психологических  особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых  взаимоотношений, важно определить  характер и степень влияния  личностного фактора на цели, формы и результаты общения.  Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении  интересы и мотивы участников  могут быть скрыты и нуждаются  в расшифровке. Проблемы делового  общения: трудности, нарушения,  барьеры, конфликты, имеют свою  специфику и собственные способы  разрешения.


Информация о работе Общение