Общение, как основа межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Содержание

Введение
1.Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений
2. Факторы, определяющие межличностное общение
3. Круг общения личности и ее свойства
4. Общение и формирование личности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений…….3

2. Факторы, определяющие  межличностное общение………………………….8

3. Круг  общения личности и ее свойства…………………………………….11

4. Общение  и формирование личности……………………………………….13

Заключение………………………………………………………..…………….17

Список  использованной литературы………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

     Поскольку общение - это взаимодействие людей  и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

     Для межличностного общения типична  такая ситуация, когда участники  общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более  или менее значимые для них  цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

 

      1. Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений 

     Рассматривая  образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что  в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с  живыми существами. Первый тип контактов - деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся ин­формацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

     Содержание  — это информация, которая в  межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

     У человека содержание общения значительно  шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.¹

     Цель  общения — это то, ради чего у  человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может  быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

     Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).²

     __________________

           ¹Асмолов А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов [Текст] – М.: ИНФОРМ - М, 2008.- С.192

     2 Там же. С. 145. 

     В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами н продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

     При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

     Мотивационное общение имеет своим содержанием  передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям  в определенном направлении.

     Иллюстрацией  когнитивного и деятельностного  общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь  от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

     По  целям общение делится на биологическое  и социальное в соответствии с  обслуживаемыми им потребностями. Биологическое  — это общение, необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением  основных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

     По  средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью  естественных органов, данные живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

     Прямое  общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения, их общение в тех  случаях, когда они видят и  непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

     Человек отличается от животных наличием у  него особой, жизненно важной потребности  в общении, а также тем, что  большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

     Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.

     Деловое общение обычно включено как частный  момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

     Инструментальным  можно назвать общение, которое  не является самоцелью, не стимулируется  самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения  удовлетворения от самого акта общения. ³

     __________________

³ Бодалев А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев [Текст] – М.: Дрофа, 2008. – С. 107

     Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

     В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

     Итогом  общения становится взаимное влияние  людей друг на друга.

     Важнейшими  видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование  звуковой речи, естественного языка  в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общении у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

     Если  бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

     Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.4

     _____________

     4 Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/ Н. Н. Захаров [Текст] - М.: Медиа, 2009. – С. 142.

     Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми. 

     2. Факторы, определяющие  межличностное общение. 

     В подавляющем числе случаев межличностное  взаимодействие людей, обозначаемое как  общение, почти всегда оказывается  вплетенным в деятельность и выступает  условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Информация о работе Общение, как основа межличностных отношений