Общение как межличностное взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить одну из сторон общения - общение как межличностное взаимодействие (интерактивную) .
Задачи работы:
дать общую характеристику общения;
выявить задачи межличностного взаимодействия;
рассмотреть этот вопрос с психологической точки зрения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3
Общение как основа межличностных отношений ………………..4
Задачи межличностного взаимодействия ……………………….....5
Психология межличностного общения ……………………………..7
Заключение ……………………………………………………………..9
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

                                      Федеральное агентство по образованию 

 Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

 Образования  Алтайский государственный технический  университет им. И. И. Ползунова» 

Факультет «Заочный»

Направление «Социально-культурный сервис и туризм» 

Контрольная работа 

Общение как межличностное  взаимодействие. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                            Студентка гр. 9СКС-91

                                                                                                            Пепенцева Ю.А

                                                                                                            Проверила:  

                                                                                                            Ст. преподаватель

                                                                                                             Наймушина Т.В. 
 

Барнаул

2011

Содержание

Введение   ………………………………………………………………...3

Общение как основа межличностных  отношений   ………………..4

Задачи  межличностного  взаимодействия   ……………………….....5

Психология  межличностного общения   ……………………………..7

Заключение   ……………………………………………………………..9

Список  использованной литературы   ………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

      Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

     Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

     Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

     Целью данной работы является изучить одну из сторон общения - общение как межличностное взаимодействие (интерактивную) .

    Задачи работы:

  1. дать общую характеристику общения;
  2. выявить задачи межличностного взаимодействия;
  3. рассмотреть этот вопрос с психологической точки зрения.
 
 
 
 
 
 

Общение как основа межличностных  отношений

    В современной психологии основой межличностных отношений является общение. Общение с людьми - это наука и искусство, которое человек постигает на протяжении всей жизни. Но здесь, безусловно, важны природные способности человека и его образование.

    Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психология, психиатрия, социология и т.д. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

    Существует множество определений понятия «общение», но, на мой взгляд, самым полным является следующее:

    Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

На практике часто путают и отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Главным средством общения является язык

Также различают  два вида общения: вербальное и невербальное. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.). 
 
 

Задачи  межличностного взаимодействия

    В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

    Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

    Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

    С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. [1]

     Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие.     Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

    Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

    В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

    К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм. 

Психология межличностного общения

   Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект деятельности и общения с другими людьми.

    Межличностное общение также можно назвать гуманистическим. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменяя точку зрения партнера, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

     Межличностное общение детерминируется не сколько с наружи, сколько изнутри. Однако при таком виде общения прослеживается зависимость от индивидуальности.

    Основным механизмом воздействия в межличностном общении является внушение. Важно помнить, что это обоюдное внушение, т.к. оба партнера доверяют друг другу и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

    Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

    Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Информация о работе Общение как межличностное взаимодействие