Общение как категория психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Контакты с себе подобными свойственны всем живым существам, но человеческое общение приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.

Работа содержит 1 файл

Человек.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 
Перцептивная сторона общения

 
     Перцепция – это восприятие и понимание другого человека и самого себя в процессе общения, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы, с их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека. В процессе межличностной перцепции, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы читаются мысли другого человека. В ходе познания партнера по общению одновременно осуществляются процессы его эмоциональной оценки, попытки понять его поступки и выстраивается на этой основе стратегия собственного поведения. 
     К механизмам социальной перцепции относят: 
идентификацию, обозначающую отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником можно по-разному. Во-первых, можно объединить себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включить в собственный мир принятых его нормы и ценности. Во-вторых, можно представить своего собеседника как продолжение самого себя, наделить его своими особенностями. И в-третьих, можно поставить себя на место собеседника, т.е. перенести себя в пространство, обстоятельства партнера, что приведет к усвоению его личностных смыслов; 
эмпатию, заключающуюся в рациональном осмыслении ситуации партнера, усиливающемся эмоциональным переживанием (сопереживанием). Это позволяет принять во внимание линию поведения другого человека, понять его. На основе эмоциональной оценки партнера формируется отношение к нему: либо симпатия – чувство предрасположенности к человеку на основе его положительного образа, либо антипатия – чувство неприятия, нерасположенности к человеку на основе его отрицательного образа; 
рефлексию, т.е. осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению путем размышления за него. Взаимное восприятие в процессе рефлексии предполагает две позиции: сам субъект, каков он есть в действительности, и субъект, каким он видится другому человеку. В этих позициях находятся оба партнера общения. Следовательно, рефлексия – это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения субъектами друг друга. 
     Немаловажную роль в перцепции играет установка в общении, от нее во многом зависит впечатление о реципиенте. Установка в общении может вызвать ошибки восприятия, в основе которых лежат такие факторы, как эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия. 
Эффект «ореола» – это своеобразное «клеймо» на образ человека, мешающее видеть его действительное поведение и искажающее восприятие. Эффект «ореола» связан с первоначальной характеристикой, данной человеку.  
Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависит от порядка и значимости представления информации для оценки личности. Ранее доведенная информация, даже если она диаметрально противоположна последней, может сыграть решающую роль при восприятии. 
Эффект «новизны», напротив, возникает при восприятии знакомого человека, при котором последняя, новая информация о нем, также противоположная ранее высказанной, оказывается наиболее значимой. 
Эффект стереотипа восприятия возникает в силу недостаточности опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате стереотипа восприятия возникает упрощенный подход и предубеждение к людям определенных профессий, национальностей и т.д. 
     Особым видом социально-психологической установки на другого человека является аттракция, она содержит положительный эмоциональный компонент, непроизвольное положительное эмоциональное отношение при восприятии другого человека. Механизмы возникновения аттракции находятся в области бессознательного, откуда эмоционально насыщенная и значимая информация оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации. Если коммуникатор своевременно передаст реципиенту информацию, имеющую для того положительное значение и при этом неосознаваемую им, то у реципиента возникнет положительное эмоциональное состояние и положительное отношение к коммуникатору. 
     Основными приемами аттракции являются следующие: 
«имя собственное»; рекомендуется чаще обращаться к человеку по имени либо по имени и отчеству, ибо эти звуки – самая приятная мелодия для него. Такое обращение служит показателем внимания и вызывает часто неосознанные положительные эмоции; 
«зеркало души», в качестве которого выступает лицо человека. Мимические реакции лица редко поддаются контролю и поэтому отражают действительное отношение к собеседнику. Приветливое выражение на лице, улыбка будут сигнализировать о дружеских, товарищеских отношениях и добрых намерениях, это позволит успешно реализоваться базовой потребности человека в безопасности, защищенности и создаст положительный эмоциональный настрой; 
«золотые слова»; в комплиментах, похвале и поощрении нуждается каждый человек, поэтому не следует скупиться на них, при этом реализуется потребность человека в совершенствовании; 
«терпеливый слушатель»; в общении важно уметь заинтересованно выслушать собеседника, не только дать, но и способствовать тому, чтобы он высказался, тем самым помочь реализовать ему потребность в самовыражении; 
«личная жизнь»; разговор с человеком необходимо вести в русле его выраженного личного интереса, что способствует реализации всего комплекса потребностей.
 

Информация о работе Общение как категория психологии