Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:25, контрольная работа
Мною была выбрана именно эта тема, поскольку она очень актуальна, и мне захотелось изучить ее подробней. Ведь человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Однако эти навыки у каждого разные. Несмотря на эти навыки, между людьми могут возникать различные конфликты и барьеры в общении.
Введение……………………………………………………............3
Общие представления об общении……………………………….4
Барьеры непонимания……………………………………………..6
Преодоление барьеров……………………….……………………10
Заключение………………………………………………………...11
Список литературы………………………………………………..12
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилёвский
государственный университет
Контрольная работа по общей психологии
на тему:
«Общение.
Барьеры общения»
Могилёв,
2009
Содержание:
1. Введение
Мною была выбрана именно эта тема, поскольку она очень актуальна, и мне захотелось изучить ее подробней. Ведь человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
Таким
образом, каждый из нас в своей
жизни, взаимодействуя с другими
людьми, приобретает практические навыки
и умения в сфере общения. Однако
эти навыки у каждого разные. Несмотря
на эти навыки, между людьми могут
возникать различные конфликты и
барьеры в общении.
2. Общие представления об общении
Что такое общение?
Изучением тех или иных сторон общения заняты разные науки: философия и психология, психиатрия и этология, социология и информатика. Для каждой из них понятие "общение" свое, да и внутри этих наук нет согласия. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его вездесущностью, которая видна невооруженным глазом и которая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки охватить все возможные составляющие общения приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. В результате либо рассматриваются какие-то отдельные части и виды общения (деловое, дружеское, невербальное), либо выделяются и изучаются такие закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации.
Межличностное общение:
- это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Рассматривая
процесс познания человеком человека
в общении, один из основоположников
советской психологии, С.Л.Рубинштейн,
писал: "В повседневной жизни, общаясь
с людьми, мы ориентируемся в их
поведении, поскольку мы как бы "читаем"
его, то есть расшифровываем значение
его внешних данных и раскрываем
смысл получающегося таким
То есть, очень важным в общении является первое впечатление. Конечно, первое впечатление не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение.
В любом случае главным регулятором в построении общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого, так как именно к этому образу и будет обращено общение.
Но откуда он взялся, этот образ партнера? Если учесть скорость и непринужденность "изготовления" первого впечатления, то легче всего представить себе это так: едва увидев человека, мы вынимаем откуда-то уже готовое представление и просто как бы "навешиваем" его на человека и в дальнейшем обращаемся уже не к реальному партнеру, а к этому своему представлению о нем.
У каждого с собой багаж, состоящий из представлений и суждений о людях, о мире, о себе, из воспоминаний, из планов, которые надо осуществить в будущем и еще из многого другого. Вот из этого багажа и вынимается образ партнера. Тем самым все, что есть в багаже, может каким-то образом отразиться в первом впечатлении о другом человеке. Конечно, багаж у каждого свой, и поэтому люди обращают внимание на разные черты и качества окружающих, используют разные черты элементы своих общих представлений и своего опыта и получают разный результат.
Вопрос
о степени объективности
Общение строится не "вообще", а "здесь и сейчас", и представление о партнере должно отражать эту реальность общения.
Однако
то, что представление о другом
в общении совершенно необязательно
должно соответствовать объективной
реальности, не означает, что образ
другого зависит только от того,
кто его строит, и от его понимания
контекста. Конечно, партнер может
оказать и оказывает
Систему знаков, смысл которых проявляется в образе, который получает партнер, можно назвать самоподачей. Хочет человек этого или нет, осознанно он употребляет определенные знаки (надевает фрак, например) или неосознанно, все равно система самоподачи, самопредъявления существует и оказывает свое влияние на общение. Нет сомнений, самопредъявление также формируется под влиянием представления о контексте общения и представлений о мире, о людях, о себе.
В
результате получается следующая картина:
общение определяется тем представлением
о партнере, которое формируется
в восприятии. Это представление
в большой степени зависит
от индивидуального багажа воспринимающего,
но также и от индивидуального
багажа воспринимающего, но также и
от его понимания ситуации. Кроме
того, на образ партнера влияет его
самоподача-система крючков, за которые
цепляется восприятие.
3. Барьеры непонимания
Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними.
Ли
Якокка
Осуждают то, чего не понимают.
Квинтилиан
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.
В
деловом общении между
Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
Барьеры взаимодействия:
У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют:
- преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);
- отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);
- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);
- характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).
Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.
Барьеры восприятия и понимания: