Общее представление о способностях. Проблема врожденного и приобретенного в способностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

Содержание

Введение.
Определение способностей.
Виды способностей.
Структура способностей.
Уровни способностей.
Проблема врожденного и приобретенного в способностях.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 39.03 Кб (Скачать)

зрительного   восприятия.

      Музыкальный  слух — это определенное качество  слухового восприятия,

проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному

воспроизведению их. Музыкальный  слух — это один из компонентов  музыкальных способностей.  Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

        Общие  сложные способности — это  способности к общечеловеческим

видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к

определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

     Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную

деятельность человека в  определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью6.

     О способностях  человека можно судить, наблюдая  за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

  Изучая профессиональные  способности учащегося, преподаватель должен

выяснить: во-первых, насколько  у учащегося развиты такие  черты характера,

как трудолюбие, организованность, сосредоточенность,    настойчивость,

выдержка,   самокритичность,   самоконтроль,   которые выступают  в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.

     Идея "каждый  человек способен ко всему"  неверна. Правильно

утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному  для

общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

        Неспособность  к определенному виду трудовой  деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура способностей

   Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает

человек, предъявляет высокие  требования к его психологическим  качествам

(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой   сфере,   сенсомоторике).

Этим требованиям не может  удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство  может обеспечить  высокую  продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

        Структура  совокупности психических качеств,  которая выступает как

способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной

деятельности и является различной для разных видов деятельности.

        Так,  структура математических способностей, по имеющимся данным,

включает ряд частных  способностей: способность к обобщению  математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного    процесса,     гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию,   глубокий  интерес  к психологии  людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных,  педагогических,  конструкторских, медицинских способностей и многих других.

      Среди свойств  и особенностей личности, образующих  структуру

конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре педагогических   способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты   педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее   успешность   обучения   и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.

 

 

 

 

Уровни способностей.

      Структура  способностей зависит от развития  личности. Выделяют    два

  уровня    развития    способностей: репродуктивный и творческий. Человек,

находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

       Сочетание  выдающихся способностей, обусловливающих  особенно

успешное,  самостоятельное  и оригинальное выполнение какой-либо

деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей  могут быть

отнесены те, кто способен   к   творческой   деятельности. В области

общественных отношении  такие люди весьма успешно претворяют в жизнь

прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и  искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.

       Высшая    ступень    талантливости    называется гениальностью.

Гениями считают тех, кто  создает что-то принципиально новое  в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

     Наша Родина  имела и имеет много талантливых  писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.

     Некоторые  гениальные люди отличались всесторонней  талантливостью. К

числу их можно отнести  замечательного русского  ученого  М.   В.

Ломоносова,   проявившего  исключительные  способности  в  области

математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии  и

других наук.

     Способности  человека, как уже говорилось, тесно  связаны с его

склонностями. Поэтому интерес  к какому-нибудь занятию, увлечение  им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

     Способности  проявляются не только при  занятиях чисто умственным

трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор  и т. п.

Способности обнаруживаются и при физической работе.

 

 

 

 

 

 

 

Проблема врожденного и приобретенного в способностях

 

     Многие буржуазные  ученые считают, что способности  врожденны и

передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что  среди

массы посредственностей выделяются  немногие  семьи одаренных людей,  где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их  право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.

      Но существует  и резко противоположная точка  зрения на способности,

которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит

только от воспитания и  от условий, в которых человек  растет, развивается,

работает. Эту крайнюю  точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если

быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого  человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

       Наши  ученые полагают, что способности  зависят от строения мозга  и

органов чувств, а они  бывают различными у людей уже  при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная

предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

     Природные   анатомо-физиологические   задатки   и составляют

физиологическую   основу   способностей. Совокупность задатков, которые

затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

     Но  эти   природные  задатки  еще   не  являются исчерпывающими

условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это  может

произойти только к процессе деятельности.

     Кроме того, задатки многозначны, т. е. в  зависимости от деятельности

на основе задатков, при  соответствующих условиях могут  развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой —хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.

     Задатки —  только как бы "дремлющие"  силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий   необходимы   социальные   условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

     У некоторых  людей при благоприятных условиях  очень рано развиваются

способности. Обычно ранее  всего проявляется одаренность  к музыке и

живописи. Так, М. И. Глинка еще  в возрасте 3—4 лет очень любил  такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии  этот  мальчик  стал  великим  русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано  (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.     Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области.

     Но бывает  и так, что в детстве люди  проявляли исключительные

способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи

сравнительно редки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Проанализировав  тему способностей, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем  психологии и  важнейшая практическая проблема.

    Я пришла к выводу, что способности существуют только к известной

деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет  заниматься

человек, нельзя ничего сказать  о его способностях к этой деятельности.

Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

    Нельзя так  же сказать, что каждый человек  способен ко всему. Если у  него

есть способность к  рисованию, совсем не обязательно, что  он обладает

музыкальным слухом.

     Занимаясь  развитием своих способностей, человек  должен стремиться к

тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в  том, чтобы

быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому  надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

Информация о работе Общее представление о способностях. Проблема врожденного и приобретенного в способностях