Общее понятие о темпераменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Работа содержит 1 файл

Темперамент.docx

— 45.68 Кб (Скачать)

   3. Урок закрепления знаний и  совершенствования умений и навыков  проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ  и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

   4. Урок обобщения и систематизации  нацелен на системное повторение  крупных блоков учебного материала  по узловым вопросам программы,  имеющим решающее значение для  овладения предметом в целом.  При проведении такого урока  учитель ставит перед учениками  проблемы, указывает источники получения  дополнительной информации, а также  типичные задачи и практические  упражнения, задания и работы  творческого характера. В ходе  таких уроков осуществляется  проверка и оценка знаний, умений  и навыков учащихся по нескольким  темам, изучаемым на протяжении  длительного периода-четверти, полугодия,  года обучения.

   5. Урок контроля и коррекции  знаний, умений и навыков предназначен  для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после

  10 

изучения  крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового  урока следующее занятие посвящается  анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

    В школьной практике используют  и другие типы уроков, такие  как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

    Лекция. Общий структурный каркас  любой лекции — это формулировка  темы, сообщение плана и рекомендуемой  литературы для самостоятельной  работы, а затем — строгое следование  плану предложенной работы.

    В качестве основных требований  к чтению лекции выдвигают:

• высокий  научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

    • большой объем четко и  плотно систематизированной и  методически переработанной современной  научной информации;

    • доказательность и аргументированность  высказываемых суждений;

    • достаточное количество приводимых  убедительных фактов, примеров, текстов  и документов;

    • ясность изложения мыслей  и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной  работы по обсуждаемым проблемам;

    • анализ разных точек зрения  на решение поставленных проблем;

    • выведение главных мыслей  и положений, формулировка выводов;

    • разъяснение вводимых терминов  и названий; предоставление студентам  возможности слушать, осмысливать  и кратко записывать информацию;

    • умение установить педагогический  контакт с аудиторией; использование  дидактических материалов и технических  средств;

    • применение основных материалов  текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

   Виды лекций

   1. Вводная лекция дает первое  целостное представление об учебном  предмете и ориентирует студента  в системе работы по данному  курсу. Лектор знакомит студентов  с назначением и задачами курса,  его ролью и местом в системе  учебных дисциплин и в системе  подготовки специалиста. Дается  краткий обзор курса, вехи развития  науки и практики, достижения  в этой сфере, имена известных  ученых, излагаются перспективные  направления исследований. На этой  лекции высказываются методические  и организационные особенности  работы в рамках курса, а  также дается анализ учебно-методической  литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

   2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

   3. Обзорная лекция — это систематизация  научных знаний на высоком  уровне, допускающая большое число  ассоциативных связей в процессе  осмысления информации, излагаемой  при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых  

11 

  теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса  или крупных его разделов.

   4. Проблемная лекция. На этой лекции  новое знание вводится через  проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

   5. Лекция-визуализация представляет  собой визуальную форму подачи  лекционного материала средствами  ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

   6. Бинарная лекция — это разновидность  чтения лекции в форме двух  преподавателей (либо как представителей  двух научных школ, либо как  ученого и практика, преподавателя  и студента).

   7. Лекция с заранее запланированными  ошибками рассчитана на стимулирование  студентов к постоянному контролю  предлагаемой информации (поиск  ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце  лекции проводится диагностика  слушателей и разбор сделанных  ошибок.

   8. Лекция-конференция проводится  как научно-практическое занятие,  с заранее поставленной проблемой  и системой докладов, длительностью  5-10 минут. Каждое выступление  представляет собой логически  законченный текст, заранее подготовленный  в рамках предложенной преподавателем  программы. Совокупность представленных  текстов позволит всесторонне  осветить проблему. В конце лекции  преподаватель подводит итоги  самостоятельной работы и выступлений  студентов, дополняя или уточняя  предложенную информацию, и формулирует  основные выводы.

   9. Лекция-консультация может проходить  по разным сценариям. Первый  вариант осуществляется по типу  «вопросы—ответы». Лектор отвечает  в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

    В практике высшей школы используются  и другие виды лекционной формы  обучения.

  В качестве основных форм организации  процесса обучения в школе принят урок в вузе — лекция.

    Среди большого числа и разнообразия  видов организации процесса обучения  в школе и в вузе каждый  вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы. 
 
 
 

Содержание.

1.    Введение. Общее понятие о темпераменте...........стр.1.

2.    Учения о типах темперамента................................стр.2

   2.1. Учение И.П.Павлова о темпераменте

   2.2. Психологические характеристики типов темперамента

   2.3. Влияние типа темперамента на деятельность

3.  Темперамент и характер.....................стр.7.

4.  Формы организации обучения в школе и ВУЗе….стр.8

   4.1. Урок.

   4.2. Лекция.

Список литературы.......................стр.12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

3. Столяренко  А.М. Психология и педагогика. М., 2001

4.Кравченко А.И. Общая психология: Учеб. пособие. - М., 2008. - 76 с.

5. Марцинковская,  Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. - М., 2008. -93 с.

Информация о работе Общее понятие о темпераменте