Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:00, доклад
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
Общее понятие о способностях
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову, способности
- это индивидуально-
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь
определяет способность как качество,
возможность, умение, опыт, мастерство,
талант. Способности позволяют
Способность - это готовность
индивида к выполнению какого-либо
действия; годность - имеющийся потенциал
для выполнения какой-либо деятельности
или возможность достичь
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного
человека являются результатом соответствия
комплекса его нервно-
способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Становление способностей
Один из самых сложных
вопросов психологии - это вопрос о
происхождении способностей. В психологии
существует несколько точек зрения
на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей.
С точки зрения этой теории способности
- это врожденные индивидуально-психологические
особенности человека, которые передаются
от родителей ребенку по наследству. Доказательством
врожденности способностей служит их
раннее проявление у ребенка. В этом случае
ссылаются на известные примеры знаменитых
людей искусства и науки. Например, у Моцарта
музыкальные способности обнаружились
в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль
показал себя как художник в восемь лет,
Гаусс свои чрезвычайные способности
к математике проявил в четыре года и т.
д. В качестве доказательства врожденности
способностей приводятся факты их повторения
у потомков выдающихся людей, например,
существуют одаренные семьи или целые
династии: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей.
Социальное окружение, атмосфера, в которой
растет и воспитывается ребенок, может
оказать на развитие его способностей
значительное воздействие. Среди благоприятных
факторов внешней среды, влияющих на развитие
способностей, следует назвать деятельность
опытных, выдающихся педагогов; особенности
той или иной культуры; особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая
дефицит впечатлений, оказывает отрицательное
влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения
можно сделать вывод, что факторы среды
и факторы наследственности играют важную
роль в формировании и развитии способностей.
Иногда факторы среды могут полностью
компенсировать или, наоборот, нивелировать
действие наследственных факторов.
Задатки способности
Отечественные психологии полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые различаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как «задатки». Задатки –это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей (Б.М.Теплов). Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Задатки подобны дремлющему человеку, они являются потенциальными возможностями, которые так и не удастся «пробудить», использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью.
Развитие способностей
Любые задатки,
прежде чем превратиться в способности,
должны пройти большой путь развития.
Для многих человеческих способностей
это развитие начинается с первых
дней жизни и, если человек продолжает
заниматься теми видами деятельности,
в которых соответствующие
Первичный этап в развитии любой
такой способности связан с созреванием
необходимых для нее
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей
у детей выступает
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не^ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.
Уровни развития способностей
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.
Тема: Характер
Определение
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В
психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и
выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер
взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и
способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере
поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.
Черты
Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно,