Общая характеристика психологии в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:58, доклад

Описание работы

Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сенсуализмом, который, начиная с концепции Д.Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

Общая характеристика психологии в XVIII веке 

   Развитие  психологии в XVIII в., в отличие  от предыдущего столетия, связано  в большей степени не с рационализмом,  но с сенсуализмом, который, начиная  с концепции Д.Локка, приобретал  все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

   Благодаря  работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и  других ученых к XVIII в. была  доказана необходимость построения  объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе и революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий, структуры общества требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

   С особой  остротой эти вопросы вставали перед французской наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодействием старых и вновь возникающих групп (аристократии, крестьянства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы -о роли различных факторов (биологического и социального) в развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на мировоззрение человека.

   Интенсивное  развитие науки в этот период  привело к возникновению в  общественном сознании идеи прогресса,  мысли о том, что все в  мире развивается от простого к сложному, от менее развитого и совершенного ко все более развитому и совершенному. При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как развитие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижизненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный и социальный прогресс.

   Особенно  значимым для психологии было  появление в середине XVIII в. первой  собственно психологической школы  - ассоцианизма, что способствовало  выделению психологии в самостоятельную,  а затем в экспериментальную  науку. В это же время широкое  распространение получил и сам термин “психология”, предложенный еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом, но ставший в Европе общеизвестным после выхода книг немецкого психолога Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734).

   Хотя  доминирующей тенденцией в психологии этого периода был механицизм, т.е. стремление объяснить психическую жизнь исходя из законов механики, важным моментом в развитии психологии XVIII в. стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.

   Итальянский  ученый Д. Вико в своей работе  “Основания новой науки об  общей природе вещей” (1725) писал  о том, что каждое общество  проходит последовательно через  три эпохи - богов, героев и  людей. Соответственно изменяются  психологические черты людей, в частности возникает логического мышление, что он связывал с развитием торговли. Вико также впервые высказал идею о существовании надындивидуальной психической структуры - народного духа, который и обусловливает психологические особенности конкретной нации. 

   Известный  французский просветитель Ш.Монтескье  в книге “О духе законов” (1748) также писал о том, что существует  “общий дух народа”, который  зависит от многих факторов, прежде  всего от географических условий.

   Немецкий  ученый И. Гердер в работах “Идеи философии в истории человечества” (1789-1791) и “О происхождении языка” (1770) отстаивал в качестве важнейшего фактора не климат, а язык, говоря о том, что этническое своеобразие проявляется в народной поэзии.

   Кант  в своих лекциях по физической географии и антропологии, возвращаясь к идее Монтескье, говорил о том, что склонности людей обусловлены климатом, в котором они живут, и их предрассудками, подразумевая под ними и особенности мышления.

   Описанные  теории впервые выводили законы психики из внешней, социальной или природной ситуации развития человека, связывая содержание сознания с новыми факторами. Это позволяло изучать сознание, опираясь не только на интроспекцию, а в дальнейшем разрабатывать и новые методы объективного исследования, и новые направления психологии - этнопсихологию, социальную и дифференциальную психологию.

Информация о работе Общая характеристика психологии в XVIII веке