Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:58, доклад
Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сенсуализмом, который, начиная с концепции Д.Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.
Общая
характеристика психологии
в XVIII веке
Развитие
психологии в XVIII в., в отличие
от предыдущего столетия, связано
в большей степени не с
Благодаря
работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и
других ученых к XVIII в. была
доказана необходимость
С особой остротой эти вопросы вставали перед французской наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодействием старых и вновь возникающих групп (аристократии, крестьянства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы -о роли различных факторов (биологического и социального) в развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на мировоззрение человека.
Интенсивное
развитие науки в этот период
привело к возникновению в
общественном сознании идеи
Особенно
значимым для психологии было
появление в середине XVIII в. первой
собственно психологической
Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода был механицизм, т.е. стремление объяснить психическую жизнь исходя из законов механики, важным моментом в развитии психологии XVIII в. стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.
Итальянский
ученый Д. Вико в своей работе
“Основания новой науки об
общей природе вещей” (1725) писал
о том, что каждое общество
проходит последовательно
Известный
французский просветитель Ш.
Немецкий ученый И. Гердер в работах “Идеи философии в истории человечества” (1789-1791) и “О происхождении языка” (1770) отстаивал в качестве важнейшего фактора не климат, а язык, говоря о том, что этническое своеобразие проявляется в народной поэзии.
Кант в своих лекциях по физической географии и антропологии, возвращаясь к идее Монтескье, говорил о том, что склонности людей обусловлены климатом, в котором они живут, и их предрассудками, подразумевая под ними и особенности мышления.
Описанные теории впервые выводили законы психики из внешней, социальной или природной ситуации развития человека, связывая содержание сознания с новыми факторами. Это позволяло изучать сознание, опираясь не только на интроспекцию, а в дальнейшем разрабатывать и новые методы объективного исследования, и новые направления психологии - этнопсихологию, социальную и дифференциальную психологию.
Информация о работе Общая характеристика психологии в XVIII веке