Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:34, статья
Интенсивное развитие науки в этот период привело к возникновению в общественном сознании идеи прогресса, мысли о том, что все в мире развивается от простого к сложному, от менее развитого и совершенного ко все более развитому и совершенному. При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как развитие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижизненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный и социальный прогресс.
Особенно значимым для психологии было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку.
Общая характеристика психологии в XVIII веке
Развитие психологии
в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия,
связано в большей степени не с рационализмом,
но с сенсуализмом, который, начиная с
концепции Д.Локка, приобретал все большее
значение не только для объяснения процессов
познания, но и для общей характеристики
поведения, способностей и личных качеств
человека.
Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта
и других ученых к XVIII в. была доказана
необходимость построения объективной
науки, независимой от веры и построенной
на разуме. В то же время быстрое развитие
промышленности, изменения, в том числе
и революционные - в Англии, Нидерландах,
социальных условий, структуры общества
требовали изучения психологических механизмов
перестройки психики, анализа способов
влияния на сознание и самосознание человека
и его возможностей приспособления к новым
условиям жизни. Изучение этих вопросов
и привело к идее о прижизненном характере
содержания сознания, его связи с внешней
ситуацией, а не с внутренним миром, который,
так же как и врожденные идеи, достаточно
стабилен. Важное место занимали также
исследования способов и границ воздействия
на содержание сознания и поведение человека,
в том числе при помощи обучения и просвещения.
С особой остротой эти вопросы вставали
перед французской наукой, в которой социальные
проблемы, связанные с взаимодействием
старых и вновь возникающих групп (аристократии,
крестьянства, буржуазии, ремесленников),
поставили научные вопросы -о роли различных
факторов (биологического и социального)
в развитии психики, о способностях, о
влиянии просвещения на мировоззрение
человека.
Интенсивное развитие науки в этот период
привело к возникновению в общественном
сознании идеи прогресса, мысли о том,
что все в мире развивается от простого
к сложному, от менее развитого и совершенного
ко все более развитому и совершенному.
При этом даже схожие процессы не тождественны
друг другу, но повторяются каждый раз
на более высоком уровне, так как развитие
идет по спирали. Это также убеждало психологов
в прижизненном характере знаний, который
обеспечивает индивидуальный и социальный
прогресс.
Особенно значимым для психологии было
появление в середине XVIII в. первой собственно
психологической школы - ассоцианизма,
что способствовало выделению психологии
в самостоятельную, а затем в экспериментальную
науку. В это же время широкое распространение
получил и сам термин “психология”, предложенный
еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом,
но ставший в Европе общеизвестным после
выхода книг немецкого психолога Х.Вольфа
“Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная
психология” (1734).
Хотя доминирующей тенденцией в психологии
этого периода был механицизм, т.е. стремление
объяснить психическую жизнь исходя из
законов механики, важным моментом в развитии
психологии XVIII в. стало появление первых
концепций, связывающих психику с культурной
или географической средой.
Итальянский ученый Д. Вико в своей работе
“Основания новой науки об общей природе
вещей” (1725) писал о том, что каждое общество
проходит последовательно через три эпохи
- богов, героев и людей. Соответственно
изменяются психологические черты людей,
в частности возникает логического мышление,
что он связывал с развитием торговли.
Вико также впервые высказал идею о существовании
надындивидуальной психической структуры
- народного духа, который и обусловливает
психологические особенности конкретной
нации.
Известный французский просветитель
Ш.Монтескье в книге “О духе законов”
(1748) также писал о том, что существует
“общий дух народа”, который зависит
от многих факторов, прежде всего от географических
условий.
Немецкий ученый И. Гердер в работах “Идеи
философии в истории человечества” (1789-1791)
и “О происхождении языка” (1770) отстаивал
в качестве важнейшего фактора не климат,
а язык, говоря о том, что этническое своеобразие
проявляется в народной поэзии.
Кант в своих лекциях по физической географии
и антропологии, возвращаясь к идее Монтескье,
говорил о том, что склонности людей обусловлены
климатом, в котором они живут, и их предрассудками,
подразумевая под ними и особенности мышления.
Описанные теории впервые выводили законы
психики из внешней, социальной или природной
ситуации развития человека, связывая
содержание сознания с новыми факторами.
Это позволяло изучать сознание, опираясь
не только на интроспекцию, а в дальнейшем
разрабатывать и новые методы объективного
исследования, и новые направления психологии
- этнопсихологию, социальную и дифференциальную
психологию.
Информация о работе Общая характеристика психологии в 18 веке