Общая характеристика невербальных средств коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:25, реферат

Описание работы

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Работа содержит 1 файл

Невербальное общение.docx

— 32.63 Кб (Скачать)

Научные исследования в области лингвистики  показали, что существует прямая зависимость  между социальным статусом, властьюпрестижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в областиневербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Одежда

Одним из невербальных средств получения  информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как  человек хотел бы выглядеть, проявляется  та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…”  подразумевает, что человек, его  внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

И.Гете в “Годах странствий Вильгельма Мейстера” рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. “Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…”.

То, что  в этом наблюдении действительно  кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера.

Швейцарский психолог М.Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Суть  цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать  наиболее нравящиеся и ранжировать  их, а затем проделать то же самое  с теми, которые не нравяться. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры каркндашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналыи сенаторы. Отвергают, как правило, астенизированные, уставшие люди.

Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями “не от мира сего”, такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды (“ разбитые мечты”), истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремяться к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Педиатры  заметили, что хронически больные  дети, находясь в удовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в  сине-голубых тонах и оранжевой  гамме – в период обострения болезни.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые  тесты позволяют четко фиксировать  динамику эмоциональных состояний  в той или иной экстремальной  ситуации.

Но вернемся к И.Гете. “Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству”.

Хотя  склонность следовать моде очень  сильна в людях, но по тому, как человек  одевается, можно судить, в какой  он степени подвержен психической  заражаемости, давлению группы и насколько  самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Важной  деталью в одежде являются украшения.

К средствам  украсить самого себя относятся следующие:

    • наколки
    • раскраска и татуировка
    • прическа
    • парфюмерия
    • маникюр
    • макияж
    • аксессуары

С помощью  украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Престижные  украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский  значок той или  иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие  и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.

Итак, одежда способна многое “говорить” о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные  выводы о личности нельзя.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны  в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т.к. психологами установлено, что  в процессе взаимодействия людей от 60 до 80коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40информации передается с помощью вербальных.

Особенностью  языка телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности  подделать эти импульсы позволяет  нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо  контролируемым жестам и речевым  засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно. Закройте глаза  и спрячте руки, если вы не хотите, чтобы обнаружилась ваша неискренность, - к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЯЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Кишиневский государственный педагогический университет  им. Ион Крянгэ

Факультет Психологии и Психопедагогики

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

Реферат

 Характеристика невербальных средств коммуникации 
 
 
 
 
 
 

Автор : Берлинская Анна

Группа : Психология 202

Научный руководитель :

Доктор  психологических наук,

доцент кафедры психологии

Ковалева  Е.А. 
 

Кишинев, 2010

Информация о работе Общая характеристика невербальных средств коммуникации