Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соот-носит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения пси-хологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

Содержание

1. Общая характеристика методов психодиагностики 3
2 Классификация методов психодианностики 6
3 Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам 7
4 Тесты и тестирование 10

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

по курсу «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

студентки группы ЗГЯ-303

Барановой Е.Г.

н/з 20109

 

 

 

 

 

 

тема

 

«Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Общая характеристика методов психодиагностики 3

2 Классификация методов психодианностики 6

3 Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам 7

4 Тесты и тестирование 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – 3-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – Кн.3: Психодиагностика. – 640 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  методов психодиагностики

 

Слово «психодиагностика» имеет в  психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется  немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психологическими и исследовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16-факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный  опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая-либо отдельная черта личности, причем оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается  эксперимент, предназначенный для  того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строится таким образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, т.е. так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы поведения.

 Методы психодиагностики применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, таких как профессиональный отбор, профессиональная подготовка и т.д.

В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы установить, повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психологического консультирования и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических особенностей. Его работа в данном случае чем-то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде, чем установит болезнь и определит метод его лечения. Примерно то же самое приходится делать психологу, если он выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический, диагноз состояния клиента, занимается консультированием или коррекцией.

Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и поведению  человека. Здесь также необходима точная диагностика разнообразных  психологических и поведенческих  качеств, определяющих профессиональную пригодность человека. Применение психодиагностических методов в данном случае связано с профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разбираться  в них, не имея в качестве ориентира  некоторую схему, практически не возможно. Самая общая схема классификации психодиагностических методов выглядит следующим образом:

  1. Методы на основе наблюдения.
  2. Опросные методы.
  3. Объективные методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
  4. Экспериментальные методы.

Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения – обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения. Например, наблюдение за работой членов малой группы в процессе решения группой какой-либо задачи (схема наблюдения за малой группой по методу Р. Бейлса) (рис 1).

 

Категории для  наблюдения и анализа группового процесса взаимодействия участников

 

 1. Разряжает обстановку


 2. Предлагает решение


 3. Отвечает на вопросы


 4. Информирует


 5. Разъясняет


 6. Предлагает помощь


 

 7. Просит о помощи


 8. Просит разъяснить


 9. Просит проинформировать


 10. Просит ответить на вопросы


 11. Просит предложить решение


 12. Нагнетает напряженность


 

Рис. 1. Схема категорий  для анализа делового группового взаимодействия людей по методу стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.

 

Эта схема и приведенная на ней  система категорий используются для наблюдения за взаимодействием членов группы в процессе их совместной работы. Описанные в правой части схемы действия и реакции членов группы классифицируются в соответствии с ней. В верхней части схемы представлены активные действия и эмоциональные реакции, способствующие решению поставленной перед группой задачи, а в нижней части – пассивные действия и эмоциональные реакции, затрудняющие совместный поиск группой решения задачи. Схема включает 12 типов наблюдаемого поведения, половина из которых положительна в указанном выше смысле слова, половина – отрицательна.

Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процессе наблюдения каждое действие участников группы (движения, высказывания, реакции и т.п.) и  относит его к одной из перечисленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчитывается количество действий каждого типа для группы в целом и для каждого участника в отдельности. На этой основе строятся индивидуальные для каждого участника и общегрупповой профили взаимодействия, по характеру которых делаются выводы о том, как работала группа и каждый из ее участников, кто и какой конкретный вклад – положительный или отрицательный – внес в итоги работы группы.

Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подготовленных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью.

Анкета – метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает какие-либо социально-демографические данные о себе, например, свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п.

 Опросник – метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать». Открытые – вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Вопросы психодиагностического опросника могут быть прямыми и косвенными. Прямые – такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенные – вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым можно косвенно судить об уровне его психологического развития. Примеры таких вопросов, предназначенных для диагностики такого качества личности, как тревожность (беспокойство, озабоченность, переживания):

  1. Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что-либо о ситуациях, в которых Вы испытываете повышенное состояние тревоги».
  2. Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли Вы испытываете состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предлагаемых ответов: «да», «нет», «иногда», «не знаю»».
  3. Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у Вас такое качество личности, как тревожность?»
  4. Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у Вас состояние беспокойства во время экзаменов?»

Помимо письменных опросов, есть опросы устные. Один из них называется интервью. Психолог сам задает вопросы испытуемому и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе.

Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах его письменного творчества.

Особенности эксперимента заключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Его процедура включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости данного качества. В результате организации и проведения эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации. Допустим, что исследователя интересует оценка такого качества личности, как «тревожность». Диагностический эксперимент, нацеленный на точную, жизненно реальную оценку этого качества, мог бы выглядеть следующим образом. Испытуемого помещают в ситуацию, связанную с прохождением экзаменационных испытаний или с необходимостью выполнить какую-либо сложную работу в условиях дефицита времени и строгой оценки ее результатов. В то время как испытуемый будет выполнять задание, за ним можно наблюдать и фиксировать различные признаки высокотревожного поведения. Если таких признаков окажется достаточно много, то можно будет сделать вывод о том, что изучаемое свойство личности развито у данного индивида достаточно сильно. Если подобных признаков не будет совсем, то можно будет сделать вывод о том, что тревожность у испытуемого отсутствует. Если подобных признаков окажется умеренное количество, то можно будет сделать вывод о средней степени развития качества «тревожность» у данного человека.

 

2. Классификация методов  психодиагностики

 

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание и научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств. Дело в психологии, как науке, появляется по той причине, что в начале ХХ в. в ней были официально признаны и приняты те требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в наиболее развитых современных науках, в частности физике. Это требования операционализации и верификации.

Информация о работе Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования