Общая характеристика деятельности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:37, лекция

Описание работы

Таким образом, уже на первых ступенях развития активности ребенка ее стимулами становятся не биологически значимые вещи, а способы их человеческого употребления, т. е. функции этих вещей в общественной практике. Воздействием человеческих условий, в которых удовлетворяются потребности ребенка, его поведение начинает определяться не биологическим значением вещей, а их общественным значением.

Работа содержит 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ 

Поведение животного  всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности.  

Совсем по-иному  организовано поведение человека.

П! Сама по себе ложка вовсе не нужна для удовлетворения потребности в пище. Но под воздействием воспитания подобные предметы начинают выступать для ребенка как необходимые условия такого удовлетворения. Не сама потребность, как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения, начинают диктовать формы поведения.  

Таким образом, уже на первых ступенях развития активности ребенка ее стимулами становятся не биологически значимые вещи, а способы  их человеческого употребления, т. е. функции этих вещей в общественной практике. Воздействием человеческих условий, в которых удовлетворяются потребности ребенка, его поведение начинает определяться не биологическим значением вещей, а их общественным значением.

Если поведение  животных целиком определяется непосредственным окружением, то активность человека уже  с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями общества.

Содержание  деятельности человека определяется не потребностью, как таковой, а целью - изготовлением определенного продукта, которого требует от него общество.

П! Человек управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить порученную ему деталь.

Основные  черты человеческой деятельности:

  • Порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности.
  • Чтобы деятельность была успешной, психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.
  • Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов.
 

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Главное в деятельности - наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны - ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации - могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут также осознаваться не полностью и даже неверно. Большинство способов осуществления деятельности также регулируются помимо сознания.

П! ходьба, речь, письмо, управление автомобилем, игра на музыкальном инструменте и т. п.

Степень и полнота  отражения всех этих сторон деятельности в сознании определяют уровень осознанности соответствующей деятельности.

Если осознание  цели отсутствует, нет деятельности, а есть импульсивное поведение. Оно выражает лишь аффекты и влечения индивида и поэтому часто носит эгоистический, антиобщественный характер

П! Гнев, страсть  и т.д.

Структура деятельности 

Деятельность - это та форма активного отношения  к действительности, через которую  устанавливается реальная связь  между человеком и миром, окружающим его.

Действия и  движения  

Цель, на которую  направлена деятельность, является, как  правило, более или менее отдаленной. Поэтому достижение ее складывается из последовательного решения ряда частных задач, встающих по мере движения к цели. Каждый  относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием.  

Действия: 

  • предметные - действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени 
    • Основные предметные движения - взять, переместить, отпустить.

В разных видах  движений отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом (числом повторений за определенное время) и тем, какими частями тела они  выполняются. С точки зрения качества характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.

  • движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы (П! стояние, сидение и т. д.),
  • движения, обеспечивающие перемещение (ходьба, бег и т. д.),
  • движения, обеспечивающие коммуникацию

 К средствам  коммуникаций относятся выразительные движения ( П! мимика и пантомимика), смысловые жесты и речевые движения. В указанных типах движений, кроме рук и ног, участвуют мышцы корпуса и лица, гортань, голосовые связки и др.

Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия, система движений, из которых состоит действие, управляется и регулируется его целью.

Цель представлена в мозгу образом, динамической моделью будущего результата деятельности. 

Интериоризация и экстериоризация деятельности

Существенные  свойства - устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и между явлениями (день – ночь, огонь – жжет). 

Наличие у объектов и явлений определенных существенных и устойчивых свойств и закономерностей позволяет предвосхищать их "поведение" в определенных условиях. Внешняя, предметная деятельность предваряется в этом случае внутренней, идеальной. Процесс перехода от внешнего, реального действия к внутреннему, идеальному называют интериоризацией (буквально - превращение во внутреннее).

П! Чтение «про себя»,

Соответственно  внешнюю, предметную, деятельность можно  рассматривать как экстериоризацию (буквально - превращение во внешнее) внутренней, психической, деятельности.  

Основные виды деятельности:

Труд, общение, игра, учение.

Информация о работе Общая характеристика деятельности личности