Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:25, реферат
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация.
1. Образование как социокультурный феномен
2. Система образования в России
3. Типы и виды образования
4. Модели образования
5. Заключение
6. Список использованной литературы
План:
1. Образование
как социокультурный феномен
2. Система
образования в России
3. Типы
и виды образования
4. Модели
образования
5. Заключение
6. Список
использованной литературы
1.
Образование как
социокультурный феномен
Любое
общество существует лишь при условии,
что его члены следуют принятым
в нем ценностям и нормам поведения,
обусловленным конкретными
* ценности,
связанные с утверждением личностью
своей роли в социальной и профессиональной
среде (общественная значимость труда
педагога, престижность педагогической
деятельности, признание профессии ближайшим
личным окружением и др.);
* ценности,
удовлетворяющие потребность в
общении и расширяющие его круг (общение
с детьми, коллегами, референтными людьми,
переживание детской любви и привязанности,
обмен духовными ценностями и др.);
* ценности,
ориентирующие на саморазвитие
творческой индивидуальности (возможности
развития профессионально-
* ценности,
позволяющие осуществить
* ценности,
дающие возможность
2.
Система образования
в России
Национальная
доктрина и модернизация образования
в России. В нашей стране долгое
время господствовала идеологическая
установка на воспитание человека в
духе коммунистических идеалов. Несмотря
на всю привлекательность ее положений,
несмотря на горячее желание воплощать
призывы в жизнь, ее нельзя признать научной,
поскольку заложенные в ней положения
противоречат объективным данным о природе
человека и его развитии. Сильную и стабильную
систему воспитания можно развивать только
на объективном фундаменте установленных
наукой и подтвержденных практикой положений.
Либерализация общественной жизни вызвала
значительный интерес широких слоев населения
к образованию как ценности. Впервые в
истории российской школы предметом обсуждения
становятся не внутрисистемные методики,
а социально-ориентированные технологии
модернизации общества средствами образования.
Социально-экономические реформы, происходящие
в последнее десятилетие в стране, влекут
за собой необходимость пересмотра ценностных
ориентиров, формирования нового мироощущения
россиян, вносящих свой исторический опыт,
культурное богатство в развитие всего
человечества. Приступая к осуществлению
программы модернизации образования,
мы спешим внедрить готовые решения, предполагая,
что придание современного облика означает
приближение к некоей идеальной институциональной
организации как желаемой цели. Мы беремся
изучать "передовой опыт" стран, где
есть единый государственный экзамен,
общеобразовательные системы государств,
в которых срок обучения - 12 и более лет,
стандарты образования, вживляемые в стремительно
меняющуюся образовательную среду... При
этом обнаруживаются глубокие различия
выбираемых для подражания объектов. Это
и понятно: лучшие образцы образовательной
деятельности не подлежат копированию,
они всегда уникальны. В их основе - свободное
развитие личности, реализуемое в невероятном
многообразии форм и условий социокультурной
среды. Ценностью развития оказывается
не соответствие кем-то прописанной норме,
а, скорее, расхождение с традиционным,
уже существующим образом когда-то воплощенной
"модернизации"; несоответствие,
возникающее в результате совмещения
процессов воспроизводства ценностных
ориентиров и рождения новых. Образовательное
пространство становится все более безликим,
а также - тенденция последних лет - теневым.
Задачей реформы является не только обновление
содержания образования, а глубокие изменения
образовательной среды и педагогической
деятельности как таковой. Педагогическая
наука должна взять на себя смелость исследовать
негативные тенденции в образовании, обнажающие
бедственное материальное положение образовательных
учреждений, социальное бесправие и нищету
участников образовательного процесса.
В социальных науках еще не получил оценки
феномен патриотизма рядового учителя,
продолжающего вопреки невероятным трудностям
"сеять разумное, доброе, вечное".
Освоение новой реальности меняет структуру
внутреннего мира человека, вырабатывает
новые отношения в системе образования
и профессиональной деятельности. Реформирование
образования - переход к новому мышлению,
основанному на новом видении мира. Поэтому
главной задачей становится не простое
удовлетворение интересов личности, а
формирование у человека как существа
биосоциального новых потребностей, новых
образовательных запросов. При этом личность
придает направленность развитию социума,
а общество стремится удовлетворить интересы
государства - гаранта прав личности. Недостаточно
осознаны глубинные ресурсы гуманитаризации
образования, скрытые в перспективах его
реформирования. Глобальная коммуникация
современного общества, характер отношений
между участниками образовательного процесса
вызывают потребность в особой, культурологической
направленности образовательного процесса.
Необходимо придание нового смысла процессу
гуманитаризации за счет преодоления
разобщенности естественнонаучного и
гуманитарного образования. Содержание
учебных дисциплин естественно-математического
цикла должно включать в себя гуманитарные
знания. Укажем некоторые возможные пути
преодоления кризиса с использованием
оправдывающего себя зарубежного опыта
образовательной деятельности. Необходим
выбор студентами индивидуального учебного
плана, преподавателя, темпа образования.
Реальная возможность проходить часть
образовательных программ в ведущих вузах
страны и мира при условии согласования
учебных планов российских и зарубежных
университетов сделает наше образование
открытым и привлекательным для сотрудничества.
Выполнению этого условия мешает безнадежно
неэффективная система обучения иностранным
языкам в школе и вузе. Вполне возможно
снижение аудиторной нагрузки студентов
за счет права свободного посещения занятий
по: общественным дисциплинам (при расширении
количества элективных курсов, отражающих
интересы различных социальных групп);
физвоспитанию (при широком выборе различных
видов спортивной деятельности и доступности
спортивных объектов); иностранному языку
(английский язык должен быть освоен на
высоком уровне уже в школе, а второй, также
обязательный, может изучаться в вузе
по программам дополнительного образования).
Следует разрешить беспрепятственный
переход с одной специальности на другую,
возникающий в результате свободного
выбора индивидуального учебного плана.
Ажиотажный спрос на "престижные"
специальности будет регулироваться уровнем
требований к обучению и рынком труда,
определяющим спрос на специалиста. Целесообразно
сократить число учебных предметов. Вместо
контроля знаний по отдельным предметам
нужна интегративная проверка знаний,
умение добывать их, управлять информационными
потоками. Учебные предметы при этом приобретут
столь желанную прикладную направленность.
Обновлению средней и высшей школы может
способствовать введение единого государственного
экзамена, который невозможен без комплексных
мер по регионализации образования. Важны
не только сами технологии его проведения
(это проблема, несомненно, общефедеральная),
а отношения конкуренции, которые впервые
возникают между вузами. Обостряются противоречия
между регионами и центром в "борьбе"
за лучших выпускников школ. Возникающая
при этом "утечка мозгов" из регионов
может вызвать противостояние интересов
регионов и центра. Единый государственный
экзамен - сложная проблема образования.
В самый ответственный момент развития
личности - в момент окончания школы - происходит
глубокая переориентация всей учебной
деятельности, все внимание сосредоточивается
на подготовке к тестам, в которых востребована
лишь малая толика потенциала образования.
Единый экзамен должен выступать в единстве
содержательной и процессуальной сторон
обучения. При реальном отличии качества
образования в городе и сельской местности,
порожденном разным уровнем жизни, существуют
и различия, вызванные ментальностью социальных
групп и этносов. Вот почему регионализация
образования есть не механическое дополнение
основного образования краеведческим
материалом, а включение в его фундаментальные
основы культурологического фактора,
отражающего жизнь реального человека
в конкретных условиях. Новая миссия образования,
и в первую очередь университетского,
- создавать гармоничную целостность образовательного
пространства за счет открытости глобальных
образовательных процессов для любого
индивида. Вместе с тем, прогнозировать
социальные последствия единого экзамена
очень сложно: трудно представить себе,
каким будет усиление активности общества,
что станет новым качественным состоянием
всей системы образования, как по отношению
друг к другу будут развиваться регионы,
имеющие различные уровни жизни. Очень
может быть, что баллы по единому экзамену
не только "расставят" выпускников
по вполне объективно выявленному уровню
образования, но и повлекут за собой социальное
расслоение молодежи: имеющие более высокий
балл покинут свои бедные регионы и ринутся
в сравнительно благополучные, прежде
всего в Москву. Единый экзамен может возбудить
неоправданную миграцию населения, привести
к обнищанию "периферии". Вот почему
несомненно важное решение о проведении
единого государственного экзамена должно
быть подкреплено серией активизирующих
региональные сообщества решений. Важнейшее
из них - создание образовательных, культурологических
и экономических стимулов, удерживающих
лучших выпускников школ в приоритетных
сферах деятельности как на региональном,
так и на федеральном уровнях. Например,
большое значение может иметь целостная
региональная система дополнительного
образования "школа-вуз", в рамках
которой в конкретной школе и конкретном
вузе могут быть воплощены привлекательные
образовательные программы для молодежи
(но, возможно, не очень актуальные для
государства). "Популярное" желание
стать, например, юристом или менеджером
может осуществиться как второе образование,
начатое еще в школе, а завершившееся в
вузе. Оценка за единый государственный
экзамен - это не только результат аттестации
выпускника школы, но и итог работы учителя
и педагогического коллектива - итог, который
впервые приобретает официальный статус
и общественное признание. Психологические
и социокультурные аспекты этого явления,
возможно, вызовут неоднозначную оценку
и значительный резонанс. Социальный фон
не всегда положительно влияет на личность.
Как следует изменить отношения людей
в обществе, их уклад жизни, чтобы в процессе
социализации возбуждались, вырабатывались
нравственные нормы, поддерживались моральные
принципы? Именно здесь проблема воспитания
трансформируется в глобальную социальную
проблему прав человека, построения гражданского
общества. И тогда образование окажется
способным выполнить свою главную миссию
- стать источником добродетелей, моральных
и нравственных устоев жизни. Модернизация
образования - создание благоприятной
атмосферы для осуществления этих функций
государства. Идти по пути воспроизводства
образовательных систем преуспевающих
в образовании стран бессмысленно. Думается,
необходимо изучать сущность образовательной
деятельности зарубежных коллег, понять,
как динамичное взаимодействие всего
общества и его составляющей - образовательной
среды усиливают развитие каждой отдельной
личности, обеспечивая массовый успех
всей образовательной деятельности. Модернизация
образования не конструирует конкретное,
задаваемое ее авторами будущее, а лишь
определяет контуры, формы, структурные
составляющие образовательной системы
в меняющемся мире, оставляя при этом максимально
возможное число степеней свободы для
своих субъектов
3.Типы
и виды образования
Современный
и будущий работодатели заинтересованы
в таком работнике, который наделен
следующими качествами:
- думать
самостоятельно и решать
- обладать
творческим мышлением;
- обладать
богатым словарным запасом,
По
глубокому убеждению Ф.С. Шлехти,
те школьники, которые освоят успешно
базовый курс школьной программы, научатся
применять свои знания в знакомой ситуации
и даже получат дипломы, но не будут уметь
самостоятельно работать с информацией,
самостоятельно приобретать знания, не
смогут рассчитывать на успех в информационном
обществе XXI века. Таким образом, выпускник
современной школы, который будет жить
и трудиться в грядущем тысячелетии, в
постиндустриальном обществе, для того
чтобы на протяжении жизни иметь возможность
найти в ней свое место, должен обладать
определенными качествами личности:
- гибко
адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, уметь самостоятельно
приобретать необходимые ему знания, умело
применять их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно
критически мыслить, уметь
- грамотно
работать с информацией (уметь собирать
необходимые для решения определенной
проблемы факты, анализировать их, выдвигать
гипотезы решения проблем, делать необходимые
обобщения, сопоставления с аналогичными
или альтернативными вариантами решения,
устанавливать статистические закономерности,
делать аргументированные выводы, применять
полученные выводы для выявления и решения
новых проблем);
- быть
коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах,
уметь работать сообща в
- самостоятельно
работать над развитием
Таким
образом, главное, стратегическое направление
развития системы образования находится
в решении проблемы личностно-ориентированного
образования, такого образования, в котором
личность ученика, студента была бы в центре
внимания педагога, психолога, в котором
деятельность учения - познавательная
деятельность, а не преподавание, - была
бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы
традиционная парадигма образования -
учитель-учебник-ученик была со всей решительностью
заменена на новую парадигму - ученик -
учебник - учитель. Именно так построена
система образования в лидирующих странах
мира. Она отражает гуманистическое направление
в философии, психологии и педагогике.
Современное российское образование -
это непрерывная система последовательных
ступеней обучения, на каждой из которых
действуют государственные, негосударственные,
муниципальные образовательные учреждения
разных типов и видов. Образовательная
система объединяет дошкольное, общее
среднее, среднее специальное, вузовское,
послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения
для детей-сирот и детей,
- профессиональные
(начальные, средние
- учреждения
дополнительного образования;
-другие
учреждения, предоставляющие
Образовательные
учреждения могут быть платными и
бесплатными, коммерческими и
4.Модели
образования
Деятельность
государственных, муниципальных образовательных
учреждений строится на базе типовых
положений, утвержденных Правительством
РФ, о соответствующих типах и
видах образовательных
5. Заключение
Образование
оказывает влияние на все виды
деятельности человека. Окончив школу,
одни поступают в институт, другие
в техникум, третьи не поступают
никуда. Это являет собой определённый
фильтр в выборе дальнейшей профессии
человека, хотя не редки случаи, когда
окончив институт человека идёт работать
продавцом мороженого, особенно в нашей
стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего
устройства образованием не утрачивается.
Хэрн писал, что образование - разумный
способ распределения людей в соответствии
с их достоинствами. Согласно теории "человеческого
капитала" образование не является
чем-то немедленно потребляемым, скорее
это капиталовложение в будущее человека.
Как и все капиталовложения, в будущем
оно приносит прибыль. В этой теории утверждается,
что все усилия, затраченные в прошлом,
будут вознаграждены в будущем. Вполне
естественно, что вознаграждение соответствуют
капиталовложениям. Это оправдывает неравенство
между людьми, так как они затратили неравные
средства на подготовку к разным видам
деятельности. Отмечая особую роль образования
в истории человечества, зарубежные и
отечественные ученые говорят о несоответствии
современной системы образования объективным
требованиям нынешнего этапа общественного
развития. Этот этап, наступивший во второй
половине XX в., характеризуется серьезными,
динамичными изменениями в различных
социально-экономических сферах. Возрос
интерес к человеку как фактору экономического
прогресса, в связи с чем встал вопрос
о гуманизации образования. Прогресс науки,
техники, культурная и информационная
революции превращают образование в необходимый
атрибут повседневной жизни. Подлинный
переворот в технике, технологии меняет
характер и содержание многих видов труда.
В результате чего от человека требуются
уже не столько физические затраты, сколько
интеллектуальные усилия, самостоятельность
и ответственность в принятии решений.
В обществе возникла объективная потребность
в образованных, компетентных людях, возросла
тяга к образованию, а демократизация
социальной жизни сделала его более доступным
для разных категорий населения, в том
числе для национальных меньшинств, женщин,
инвалидов, работающей молодежи и др. Пытаясь
осмыслить новый и альтернативный педагогический
опыт, сопрягая его с современными формами
жизни культуры, мы выходим к проблеме
отсутствия единой педагогической практики
(традиционное образование, развивающее,
новое гуманитарное, религиоэзотерическое
и т.д.) Сегодня в России можно выделить
три основных тенденции в сфере образования:
кризис классической модели, создание
экспериментальных школ, альтернативных
форм обучения, интеграция в мировую культуру:
демократизация школы, установление связи
с основными созревающими субъектами
культуры, создание системы непрерывного
образования, гуманизация и компьютеризация
образования. Третья тенденция - восстановление
и развитие традиций русской школы. В России
разработаны следующие философско-педагогические
идеи: концепция поэтапного формирования
умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи
развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков),
проблемное обучение (И. Лернер), школа
"диалога культур" (В. Библер), методологизация
содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий,
Н.Г. Алексеев). В современной ситуации
когда закладываются основы экономического
поведения, когда основной тезис жизни
"на все есть цена", встает проблема
формирования новой экономической культуры
ребенка, которая призвана помочь ребенку
войти в мир реалий. И в заключение хотелось
бы поделиться своими впечатлениями от
новой формы обучения - с помощью компьютера.
Конечно, нельзя всё сводить к нему, - и
количество часов, проведенных за экраном,
не может служить критерием качества обучения,
как это пытаются представить в некоторых
частных школах. Но, несомненно одно - компьютер
отличный помощник для организации индивидуального
обучения. Ведь как только педагог перестает
видеть в ученике просто сосуд, который
нужно наполнить знаниями и умениями,
ему приходится искать индивидуальный
подход к каждому, подстраиваться под
его интересы, темп усвоения материала,
личные особенности психики. Например,
в некоторых школах каждый ученик может
выбрать для себя не просто интересующий
его курс, но даже отдельные предметы.
Компьютер же, как известно, выполняет
ту программу, которая в него заложена,
и предоставляет огромный выбор тем для
изучения. Современные методы представления
информации в компьютерах включают в себя
не просто текст, но и картинки, видео,
звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать
практически все органы чувств, используемых
для восприятия информации, при этом происходит
ее дублирование по различным каналам
восприятия, что резко повышает скорость
и качество усвоения материала. Компьютерный
учебник нельзя уже сравнивать с книгой,
как это было всего несколько лет назад
- сейчас многие обучающие программы невозможно
отличить от игр, и для того, чтобы победить
в такой игре, понадобятся знания, которые
ребёнку трудно принять как необходимые
ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно
откладывать "на потом" решение многих
проблем. А такой элемент современных
компьютерных документов, как гипертекстовая
ссылка позволяет при необходимости обратиться
в любое место документа за дополнительной
информацией, и в то же время при повторном
изучении не перегружает исходный текст
документа. Кстати, по принципу гипертекста
устроена всемирная информационная сеть
Internet, с помощью которой уже сейчас проводится
так называемое "дистанционное обучение"
- когда профессора крупнейших университетов
выступают с лекциями и отвечают на вопросы
не привычной студенческой аудитории,
а перед теми, кто в данный момент подключен
к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое
отсутствие слушателей последних может
быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана,
но в отличие от книги или телепередачи
сохраняется обратная связь между преподавателем
и учениками.
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность