Образ жизни наркомана – форма бегства от жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Проблема наркомании требует комплексного рассмотрения. Сам процесс выявления многочисленных аспектов этой социальной патологии с последующей интеграцией полученных данных предполагает междисциплинарные исследования. Поэтому в разработке проблемы, результаты которой будут изложены далее, участвовали специалисты различных областей знания – социологи, юристы, психологи, а также практические работники, имеющие опыт работы с профилактикой девиантного поведения.

Содержание

Введение 3
1. Личность наркомана 5
2. Деформация личности наркомана 16
3. Приобщение к наркотику как фактор псевдотворческой активности 18
4. Семья наркомана и проблема семей социальных маргиналов 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

контр.нарк..doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      
             Впрочем, с помощью определенных медицинских мер можно несколько облегчить страдания человека в период абстиненции. Беда, однако, заключается в том, что нередко и самими наркоманами и их родственниками, а иногда «специалистами» такое временное облегчение принимается за «лечение». За это «лечение» платят огромные деньги, возлагают огромные надежды – но, увы, все оказывается тщетным. Благополучно пережив «ломку» наркоман очень скоро снова возвращается к прежнему образу жизни. Неизвестно. Что будет делать такой человек, если перед ним встанут тяжелые жизненные проблемы. Один выход ему уже известен - это прием наркотика. Это происходит потому, что кроме физической зависимости у него сформировалась и психическая зависимость от наркотика  Психологическая, душевная потребность в возвращение к состоянию наркотического опьянения. И это тоже проявление болезни. Но, такое проявление – совсем не тоже самое, что дурная привычка. И это очень важно иметь в виду. В отличии от дурной привычки, психическую зависимость невозможно преодолеть волевым усилием ( так же, как и проявление физической зависимости). Психическая зависимость проявляется в том, что появляется потребность снимать любое эмоциональное напряжение (особенно негативное) с помощью наркотика. Психическую зависимость преодолеть гораздо труднее, чем справиться с физической «ломкой», (которой, как было сказано выше, при некоторых формах наркомании может и не быть). Причем, психическая зависимость формируется быстрее, чем физическая.

      
              В соответствии с формулировкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Наркомания - заболевание хроническое, прогрессирующее и неизлечимое». Неизлечимым оно считается не только потому, что, как мы уже отмечали, на сегодня медицина не знает средств ликвидации особенностей обмена веществ в организме химически зависимых людей. Неизлечимой наркомания называется и в том смысле, что, такой человек не способен целиком избавиться от всех своих проблем: психологических, физических и духовных. А именно эти проблемы и являются признаками болезни. Это хорошо знают в сообществах Анонимных Наркоманов (АН) и Анонимных Алкоголиков (АА). 

      
              Вот как определяют свою болезнь сами наркоманы: 
«Кто такой наркоман? Большинству из нас не надо долго задумываться над ответом на этот вопрос. Мы знаем ответ! Вся наша жизнь и мысли крутились вокруг наркотиков – достать, принять дозу, добыть средства, достать еще. Мы жили, чтобы употреблять наркотики, и принимать наркотики, чтобы жить. Все очень просто: наркоман – это человек, жизнью которого управляют наркотики. Мы - люди, находящиеся в тисках хронической и прогрессирующей болезни. И если эту болезнь не остановить, ее итог всегда одинаков: тюрьма, психиатрическая больница, смерть.

      
            Мы – наркоманы, то есть люди , у которых из-за употребления веществ, изменяющих сознание, влияющих на настроение, возникли проблемы во всех областях жизни. Наркомания – это болезнь, заключающаяся не только в употреблении наркотиков. Многие из нас думают, что наша болезнь существовала задолго до того, как мы впервые попробовали наркотик. 
Но большинство из нас не считало себя наркоманами до прихода в программу (АН). Мы знали о своей болезни лишь от малосведущих людей. И пока мы могли хоть на какое-то время останавливаться, не принимать наркотики, мы думали, что с нами все в порядке. Лишь в минуты отчаяния мы спрашивали себя: «Неужели все это от наркотиков?»

      
           Мы не принимали решения стать наркоманами. Мы страдаем от болезни, которая имеет антиобщественные проявления и которую трудно заметить, распознать и вылечить. 
Из-за своей болезни мы перестали общаться с людьми, кроме тех случаев, когда раздобываем наркотики, употребляем их и ищем способы достать еще.      Наша враждебность, обиды, эгоизм и себялюбие отрезали нас от остального мира. Все, хоть чуть-чуть незнакомое, казалось нам чужим и опасным. Наш мир резко сузился, а одиночество стало образом жизни. Мы принимаем наркотики, чтобы выжить. Это единственный способ жить, который мы знали. Несмотря на все это, мы продолжали твердить себе: «Я исправлюсь».

      
            Если люди считали нашу болезнь преступлением или нравственным недостатком, мы бунтовали против этого и еще глубже погружались в одиночество и изоляцию. Оказалось, что болезнь поймала нас в ловушку. Мы были вынуждены выживать так, как умели. Мы манипулировали людьми и пытались управлять всем происходящим вокруг нас. Мы лгали, воровали, мошенничали, торговали собой.

       
           Наши высшие психические и эмоциональные функции – совесть, способность любить и другие – были серьезно повреждены из-за употребления наркотиков. Жизненные навыки сводились к уровню животного. Наш дух был сломлен, способность ощущать себя человеком, утрачена. Все это может показаться слишком мрачным, но в этом состоянии были многие из нас.

      
           Мы неоднократно возвращались в нормальное физическое состояние, но лишь для того, чтобы снова начать употреблять наркотики. Наш жизненный опыт показывает, что мы не можем употреблять наркотики без проблем для себя. И какими бы сильными и несгибаемыми мы себе ни казались, наркотики ставили нас на колени. 
Поначалу мы считали, что употребление наркотиков вполне приемлемо для окружающих или, что по крайней мере мы можем контролировать это употребление. Но у нас не было и мысли о беде, которую уготовило нам будущее. В какой-то момент наркотики вышли из – под нашего контроля и противопоставили нас обществу. Это начиналось, когда наши дела шли совсем не плохо и мы часто принимали наркотики. Но тут хорошие времена обычно заканчивались. Мы могли пытаться умерить дозы, перейти на более дешевые наркотики или даже вообще отказаться от них, но все равно теряли успех в жизни и здоровье и оказывались на грани духовного, психического и эмоционального краха. Это падение шло с разной скоростью, но несмотря на то что занимало оно годы или дни, мы неизбежно скатывались в яму. Те из нас, кто не умер от этой болезни, по мере ее развития оказывался в тюрьме, психиатрической больнице или в состоянии полного морального упадка.  
Некоторым из нас прежде пришлось увидеть, как наша наркомания влияет на самых близких нам людей. Наша жизнь была зависима от этих людей. Мы чувствовали злость, обиду, разочарование и боль, когда эти люди находили себе другие интересы, друзей, любимых. Мы сожалели о прошлом, боялись будущего и испытывали слишком сильное потрясение перед настоящим. Мы искали выход годами, но чувствовали себя более несчастными и все менее удовлетворенными жизнью». 4

      
              Помочь другому человеку остановить развитие его зависимости чрезвычайно непросто, особенно его родным, которые, постоянно живя с ним бок о бок, очень глубоко втянуты в проблемы наркомана. 
Так, кто хочет избавить наркомана от его пристрастия, неизбежно становятся для него противником, а нередко и врагом. Ведь такой человек хочет лишить наркомана самого дорогого, как тот считает , самого необходимого ему для жизни. Поэтому, часто их отношения принимают форму борьбы, иногда очень жестокой и даже трагической.

      
             Другая сторона неумелых попыток помочь – способствует его зависимости. Близкие родственники оправдывают наркомана перед законом, если он его нарушает, идут на все лишь бы выручить его из беды. Дают взятки коррумпированным чиновникам правоохранительных органов, лжесвидетельствуют, нанимают продажных адвокатов. В других случаях оплачивают долги, которые сделал наркоман, стремятся скрыть проблему от др. родственников, знакомых, соседей. Иными словами пытаются оградить наркомана всеми возможными способами от последствий его наркомании., не давая ему во всей полноте испытать на себе эти последствия, тем самым помогают не ему, а его болезни, т.е. становятся пособниками его наркомании. 
Настоящая же помощь начинается с отказа от такого пособничества. В подтверждении этого приведем символическое «Письмо наркомана своим близким»- обращение истинного «я» этого наркомана, лишенного притворства и масок, к своим родственникам. Этот текст часто используется в лечебных центрах и группах самопомощи для того, чтобы родственники смогли лучше понять сущность болезни и ее проявлений.
 

Моим близким. 
Я болен наркоманией. В одиночку с этой болезнью мне не справиться. Мне нужна ваша помощь, и поэтому я прошу вас: 
Не позволяйте мне обманывать вас. Принимая мою ложь за правду, вы поощряете меня лгать дальше. Посмотреть правде в лицо может оказаться больно, но, пожалуйста сделайте это. 
Не поддавайтесь на мой уловки, с их помощью я пытаюсь избавиться от ответственности за самого себя. К тому же, перехитрив вас, я могу потерять уважение к вам. 
Когда я нетрезв, не читайте мне нотаций, не пытайтесь ругать или хвалить меня, обвинять или спорить со мной. Даже если от этого вам станет легче, ситуация только ухудшится. 
Не верьте моим обещаниям. Я раздаю их, чтобы оттянуть расплату. И не идите на уступки, если мы о чем-то уже договорились. 
Нервничая и срываясь из-за меня, вы губите себя, а значит, теряете возможность мне помочь. 
Даже из страха за меня не делайте этого, что должен делать я сам. Не старайтесь скрыть от других мои проблемы с наркотиками и не пытайтесь сгладить их последствия – это лишь продлит мою болезнь. А самое главное – не обманывайте себя, как это пытаюсь сделать я. 
Наркомания – моя болезнь – будет усиливаться, пока я не прекращу принимать наркотики. А чтобы остановить, мне нужна помощь врача, психолога, выздоравливающего наркомана, Бога. Одному мне не справиться. 
Я ненавижу себя, но я люблю вас. Если вы не поможете мне – я погибну. Пожалуйста , помогите!
5 
 
 
 
 
 
 
 

2. Деформация личности наркомана

     Наркоман  в период хронического злоупотребления  наркотиками становится жертвой  не только химического действия наркотических  веществ, но также и специфического образа жизни, при котором все интересы и начинания касаются только наркотиков. Интерес к общественной деятельности и событиям постепенно снижается, пока не исчезает совсем.  
Чувство долга наркоману неизвестно. Старые привычки уходят, а взамен появляются новые - патологические и противоречащие нормам общества. Наркоман ведет хаотичный образ жизни, у него нет ни желания, ни сил, чтобы учиться или заниматься какой-нибудь работой или другой полезной деятельностью. 

     Все социальные отношения наркомана сводятся к общению с коллективом себе подобных личностей, которых объединяют только наркотики. Частое повторение психопатических эксцессов, возникающих под воздействием наркотика, ослабляет контакты наркомана со здоровыми людьми и сводит потребность в них до минимума. 

     У наркомана практически нет шансов остаться полноценным членом общества. Этот факт родители, как правило, оставляют  без внимания и требуют, чтобы  их ребенок как можно быстрее  вернулся в нормальное общество. В  начальной фазе лечения наркоман не готов немедленно присоединиться к группе своих здоровых ровесников.  
Во время добровольной «эмиграции» наркомана из общества его ровесники развивались и постигали новые формы поведения. С этой точки зрения их круг кажется наркоману незнакомым, и он ощущает себя чужим среди здоровых молодых людей. Это может привести к появлению чувства тревоги и стремлению к более безопасным для себя реалиям, то есть к наркотикам и коллективу наркоманов. Этому часто способствует и позиция ровесников, не всегда готовых принять оступившегося товарища.6

       В процессе психотерапевтического лечения встречается еще одна характерная проблема, от решения которой зависит конечный результат лечения. Измененная личность наркомана, взяв на вооружение наркотик, как правило, декларирует определенную альтернативную идеологию и специфический взгляд на мир. Чувство вины, сопровождающее употребление наркотиков на начальном этапе, исчезает, кроме всего прочего, еще и благодаря принятию новой философской позиции и новой системы ценностей. И здесь важную роль в разрушении наркотических иллюзии должен сыграть врач, доказывая полную абсурдность этих идей и их непригодность в решении практических жизненных проблем.  
          Однако необходимо учитывать, что наркоману требуются твердые и несомненные аргументы. Если врач в состоянии их представить, то наркоман вполне может с ними согласиться и отказаться от воспринятых прежде спорных истин. Часто достижение этого является для врача самой трудной частью всего психотерапевтического лечения. Только когда наркоман искренне воспримет реальную систему ценностей, можно говорить о том, что он близок к окончательному излечению.
 
 
 
 
 
 

3. Приобщение к наркотику как фактор псевдотворческой активности

     Впервые в исследованиях о наркомании как социальном явлении была выделена промежуточная стадия приобщения к наркотикам – стадия привыкания (ранний этап наркотизации, период приспособления, малые сроки наркотизации, небольшой стаж приема зелья – начальный этап процесса формирования наркозависимости). Для этой стадии характерны признаки эмоциональной активности, постоянно высокий жизненный тонус, сокращение сна, стремление к физическому комфорту, собранность, высокая работоспособность, удовлетворительное самочувствие, ощущение остроты и силы восприятия, переживаний, прилива внутренней энергии, ясности осмысления. Отмечаются только положительные эмоции. Потребители наркотиков разговорчивы, общительны, расторможены, игнорируют бытовые проблемы. Человек находится в состоянии эмоциональной приподнятости, оптимистично воспринимает действительность, которая не омрачается случающимися неприятностями, что в наше время чрезвычайно актуально. Чаще всего это люди с творческими потенциями, для них характерно стремление к творческой деятельности. Их психоэмоциональное состояние (привычки и представления на этом этапе подкрепляются сильными положительными эмоциями, ощущением наслаждения) объясняет низкую эффективность наших профилактических усилий.

     Такое состояние, при котором окружающий мир кажется благостным и всё  вызывает только добрые чувства, а физическая самооценка завышена, субъективно жизненно важно. Для наркопотребителей это состояние достигается специфической наркотизацией, как правило, только при приеме привычного наркотика, чаще всего при классической форме наркомании – употреблении опиума. Необходимо отметить, что на этой стадии человек наиболее работоспособен. На следующей стадии работоспособность обеспечивается исключительно более высокой и систематической дозой наркотика. В этот период предыдущая социопсихологическая мотивация наркотизации исчезает. В этом принципиальное отличие этой стадии от промежуточной – стадии приобщения к наркотикам. Со временем наступает постепенное истощение различных функций организма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Одновременно среди потребителей наркотиков, находящихся в изучаемой стадии наркотизации, была выделена группа лиц в возрасте двадцати двух-двадцати пяти лет, принимающих кокаин или героин два-четыре раза в месяц на протяжении свыше полугода, без повышения разовых доз препаратов. Для них характерно то же самое состояние.

Информация о работе Образ жизни наркомана – форма бегства от жизни