Обратная связь в коммуникативном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы обратной связи в коммуникативном процессе, провести эмпирический анализ её эффективности.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
- изучить определение понятия «коммуникативный процесс», и его составляющие;
- изучить оценочную и безоценочную обратную связь, рассмотреть обратную связь в говорении и слушании;
- уточнить значение обратной связи в деятельности руководителя, с учётом её значимых характеристик;

Содержание

Введение
Глава 1. Обратная связь в коммуникативном процессе
1.1 Понятие и структура коммуникативного процесса
1.2 Обратная связь: понятие и виды
1.3 Обратная связь в говорении и слушании
1.4 Значение обратной связи в деятельности руководителя
Глава 2. Эмпирический анализ эффективности обратной связи в коммуникативном процессе
2.1 Дебрифинг и развитие обратной связи
2.2 Коммуникативные приёмы установления эффективной обратной связи: рекомендации специалиста-практика
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая обратная связь в коммуникативном процессе.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

Какой будет  правильная обратная связь для такого подчиненного? Руководителю этого сотрудника желательно контролировать самому или  при помощи коллег. Вовремя направлять его энергию в нужное русло, поощрять профессионализм, напоминать об основных обязанностях, проверять сделанное, удерживать в рамках корпоративного поведения. Если это продавец, практика еженедельного переучета должна стать обязательной, если менеджер среднего звена, не лишним будет требовать  еженедельного отчета для руководителя о проделанной работе. Тогда потенциальные  возможности такого сотрудника будут  использоваться по максимуму.

В таблице 2. можно  проследить связь между личностными  качествами сотрудника и особенностями  обратной связи.

Таблица 2.Типы сотрудников  и особенности обратной связи  с ними.

Тип сотрудника Особенности обратной связи
целеустремлённый  и независимый; «трудоголик». оптимальной стратегией предоставления обратной связи будет  тщательная подготовка к этому процессу (приготовить факты, материалы, планы, отчёты и т.д.). Руководитель должен полностью исключить прямую лобовую  атаку, запастись терпением для  конструктивной беседы и подвести к  допущенным ошибкам.
демонстративный сотрудник. руководитель  прежде чем запустить процедуру  обратной связи, обязательно отметит  достоинства (и профессиональные, и  личные) данного сотрудника, подчеркнёт всю важность сделанного им и уже  в самом конце попросит обратить внимание на некоторые недочёты в  работе.
сотрудник склонный к аккуратности, скрупулёзности, соблюдению всех правил. оценка допущенных ошибок в рамках обратной связи для  таких людей должна содержать  в себе акцент на так называемую букву закона, должностные обязанности  и внутренние инструкции. Если замечания  руководителя будут действительно объективны и логичны, такой сотрудник не будет стремиться различными способами выйти из щекотливого положения, а признает их для того, чтобы как можно скорее исправить ситуацию.
сотрудник погружён в свою деятельность, склонен  к теоретизированию, тяготеет к аналитике  и работе с абстрактными данными. обратная связь  для подобных людей является инструментом коррекции действий, а скорее раздражающим фактором. Она может быть воспринята только в том случае, если руководитель владеет тем же багажом знаний,

что и сам  сотрудник, по принципу «равный–равному». Руководителю, работая в рамках обратной связи с подобным сотрудником, необходимо помнить о возможности его  «взгляда в будущее». Важно поинтересоваться причинами действий сотрудника, которые  вызвали проблему.

сотрудник с повышенным настроением, двигательной гиперактивностью, неутомимостью, энергичностью. руководителю  этого сотрудника желательно контролировать самому или при помощи коллег. Вовремя  направлять его энергию в нужное русло, поощрять профессионализм, напоминать об основных обязанностях, проверять  сделанное, удерживать в рамках корпоративного поведения.

Подводя итоги, нужно обозначить следующее. Безусловно, нет руководителей, которым не хотелось бы достичь наилучших результатов в работе с персоналом. В этом случае не обойтись без эффективного использования механизма обратной связи. Однако следует сказать о возможном для руководителя ориентире на будущее: сделать своих сотрудников не просто автоматически восприимчивыми к любому виду оценки, а усовершенствовать их рабочие навыки до такой степени, когда необходимость в подобных оценках во время процедуры обратной связи отпадет за ненадобностью. [14].  
 

Заключение

В процессе изучения темы – «Обратная связь в коммуникативном  процессе» были исследованы теоретические  и практические аспекты данной проблемы, а также решены следующие задачи: изучено определение понятия  «коммуникативный процесс» и его  составляющие; рассмотрена обратная связь в говорении и слушании, а также в деятельности руководителя; изучена оценочная и безоценочная обратная связь; проведён эмпирический анализ эффективности обратной связи.

Итак, обратная связь – это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.

Знание и умение правильно использовать все приёмы коммуникаций помогает специалисту  по связям с общественностью устанавливать  эффективную обратную связь. А также  её использование позволяет устанавливать  благоприятные отношения с другими  людьми, преодолевая трудности в  общении. Для тех, кто осуществляет обратную связь важно активно  следить за ходом событий, решая, когда и какие поправки нужно  вносить, чтобы обратная связь оказалась  полезной и неразрушительной.

Кроме того специалисту  по связям с общественностью следует  стремиться в своей работе к тому, чтобы обратная связь бала своевременной, конкретной, чётко выраженной и понятной собеседнику.

Одним из способов эффективного установления обратной связи  является дебрифинг. Как показали результаты исследования, при дебрифинге чаще происходит принятие обратной связи, т.е. человек проявляет больше готовности работать с полученной информацией, чем при подачи обратной связи  традиционным способом. При дебрифинге реципиент обратной связи 

обращается к  реализации собственного потенциала развития, что даёт ему возможность сделать  свои конструктивные выводы.

Таким образом, цель работы достигнута – изучены  теоретические и практические основы обратной связи в коммуникативном  процессе.

В заключении следует  отметить, что смысл коммуникации заключается в той реакции, которую  она вызывает.  
 

Список  используемой литературы  

1. Кричевский  Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента  в повседневной работе. - М.: «Дело» (Академии народного хозяйства  при Правительстве Российской  Федерации) 1993. – 352 с.

2. Морозов А.В.  Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних  специальных учебных заведений.  – СПб.: Издательство союз, 2000 –  576 с. 

3. Основы теории  коммуникации: Учебник /Под ред.  проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.: ил.

4. Панфилова  А. П. Деловая коммуникация  в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – з-е изд.  – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005.- 495 с.

5. Персикова  Т. Н. Международная коммуникация  и корпоративная культура: Учебное  пособие. – М.: Логос, 2002 – 224 с.

6. Рассел, Т. Навыки  эффективной обратной связи. СПб., 2002.

7. Социальные  коммуникации: учеб. пособие для  студ. вузов / А.К. Болотова, Ю.М.  Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарика, 2008. – 279, [1] с. – (Disciplinae).

8. Теория и  практика общения: учеб. пособие  для студ. сред. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский  центр «Академия», 2007. – 288 с. 

9. http://w.w.w.33333.ru/

10. http://w.w.w.mabiu.ru/

11. http://oodri.narod.ru/

12. http://w.w.w.sesia.com.ua./

13. http://agtustud.agtu.ru/

14. http://w.w.w.4izmerenie.com/

15. http://www.elitarium.ru/

16. http://tourlib.net/books

Информация о работе Обратная связь в коммуникативном процессе