Нравственное сознание личности и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

Что же такое «нравственная ценность»? Под данным феноменом мы понимаем интегральное образование нравственного сознания, включающее в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы, идеалы, тесно связанное с мотивами и потребностями индивида, обеспечивающее направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющее функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла.

Работа содержит 1 файл

Социальная психология.docx

— 28.05 Кб (Скачать)

НРАВСТВЕННОЕ  СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО                                 СТРУКТУРА


Нравственное сознание, как  и сознание в целом, представляет собой сложную многоуровневую и  полиструктурную систему.

С нашей точки зрения, в  структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный  и теоретический, которые неправомерно противопоставлять, ибо, поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек  не оставляет свои чувства у его  порога, они также поднимаются  на новый уровень, преобразовываясь в этом движении. Значимость обыденного нравственного сознания в жизни  людей подтверждает и то, что на протяжении всей истории подавляющее  число людей ограничивалось в  нравственной жизни уровнем обыденного сознания, о чем достаточно точно  и образно сказал А. Лабриола: «Весь человеческий род, в сущности говоря, на протяжении своего развития никогда не имел ни времени, ни возможности ходить в школу Платона или Оуэна, Песталоцци или Гербарта. Он поступал так, как бывал вынужден поступать».

Однако, будучи связанными между собой общественный и теоретический уровни нравственного сознания имеют также и свои различия, одна из которых заключается в глубине отражения нравственных явлений. На обыденном уровне люди оперируют в основном эмпирически воспринимаемыми данностями и оказываются неспособными постичь глубину и сущность тех или иных явлений общественной жизни.

Обыденный уровень нравственного  сознания можно определить как представленный в виде нравственных норм, оценок, обычаев  способ освоения мира, отражающий будничные, изо дня в день повторяющиеся  отношения между людьми.

Теоретический - как представленный в виде нравственных понятий, концепций  способ освоения мира, отражающий глобальные нравственные проблемы.

Анализ современной научной  литературы показывает, что на сегодняшний  день нет единого мнения в отношении  структуры нравственного сознания.

Во-первых, в имеющихся  по этому вопросу работах изучаются  лишь отдельные его элементы; во-вторых, отсутствует научная строгость  в отнесении этих элементов к  обыденному или теоретическому уровню нравственного сознания; в-третьих, нередко происходит отождествление отдельных элементов в структуре  нравственного сознания.

Все это не дает достаточно полного представления как в  целом о нравственном сознании, так  и о его структуре, изучая которую  А.И. Титаренко довольно точно заметил: «Структура нравственного сознания - это не только система уровней, но это целостность, где все взаимосвязано  и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами».

Следуя данному положению, а также исходя из конкретно исторического  подхода в исследовании нравственного  сознания, анализ этого сложного феномена следует начать с обыденного уровня.

Обыденный уровень нравственного  сознания может быть представлен  такими структурными компонентами, как  обычаи, традиции, нормы и оценки.

Обычай - это устойчивый элемент обыденного нравственного сознания, отражающий реальную действительность в виде системы повторяющихся действий, регулирующий общественные отношения с позиций добра и зла в непроизводственной сфере, опирающийся на силу общественного мнения, тесно связанный с обрядом.

Традиция - это исторически сложившийся прочный и долговечный элемент обыденного нравственного сознания, активно отражающий общественную жизнь в различных ее областях, направляющий поведение человека на развитие и упрочение гуманных нравственных отношений между людьми, тесно связанный с эмоциональной стороной его деятельности.

Нравственная  норма - это структурный элемент нравственного сознания, являющийся своеобразной мерой допустимых и обязательных вариантов поведения людей, на основе которого осуществляется регуляция деятельности и отношений индивидов с позиции добра и зла.

Нравственная  оценка - это структурный элемент нравственного сознания, с помощью которого устанавливается соответствие или несоответствие поведения человека моральным нормам.

Все выше представленные структурные  элементы тесно связаны между  собой, но основу данного уровня составляют нравственные нормы, поскольку с  помощью них становится возможным  согласование интересов людей, организация  процесса общения, сохранение и воспроизводство  того минимума гуманности в отношениях, без которого немыслимо вообще взаимодействие субъектов общения.

Более высокая степень  абстрагирования присуща теоретическому нравственному сознанию, которое  определяется Г.Г. Акмамбетовым как «система о должном, об идеале, о смысле жизни» [1, с.74]. На наш взгляд, данное определение является неполным, поскольку автор, обозначив в данной дефиниции структурный состав теоретического нравственного сознания, не выделил в нем базовые, на наш взгляд, компоненты - ценности и ценностные ориентации, которые являются цементирующим началом, объединяющим другие элементы нравственного сознания в единое целое, выражающим его сущность, обеспечивающим императивное единство всей структуры нравственного сознания.

Интегративную роль ценностных ориентаций отмечают такие исследователи, как А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов, которые считают, что ценностные ориентации - «это тот компонент структуры сознания личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».

В качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации А.И. Титаренко, который полагает, что они наиболее адекватно отражают суть данного  феномена, и дает им такое определение: «Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные, определенным образом  скоординированные образования морального сознания - основные его идеи, понятия, ценностные блоки, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредованно - и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы».

Правомерность выделения  ценностей и ценностных ориентаций в качестве базовых элементов  нравственного сознания объясняется, на наш взгляд, тем, что, во-первых, посредством  них выражается общая оценочно-императивная устремленность сознания людей на достижение тех или иных целей.

 Как справедливо замечает  Т.И. Пороховская, «ценностные ориентации - это элементы структуры сознания личности, характеризующие содержательную сторону ее направленности.

В форме ценностных ориентаций в результате усвоения ценностных значений в процессе социализации фиксируется  существенное, наиболее важное для человека».

Истории известны люди, подчинявшие  все свои помыслы, надежды, чувства  какой-то одной возвышенной цели: освобождению своей родины от чужеземного  ига (Д. Донской, Ж.Д. Арк, К. Минин, Д. Пожарский, Б.Хмельницкий, Д. Гарибальди и др.), облегчению страдания больных (Р. Кох, А.Швейцер и др.), воспитанию подрастающего поколения (Я. Корчак, В.Сухомлинский и др.). Целенаправленность всей жизни этих людей отчетливо говорит о тех моральных ценностях, которыми был пронизан их духовный мир. Данную цель можно рассматривать как высшую, подчиняющую волю и чувства этих личностей, ставшей их ценностной ориентацией.

Во-вторых, ценности и ценностные ориентации вбирают в себя систему  личностных смыслов отражаемого  субъектом мира, о чем свидетельствуют  использующееся в психологии понятие  «ценностно-смысловая сфера личности», а также результаты психологических  исследований и разработок в области семантики.

В ценностях представлены все значимые для человека смыслы, но наиболее глобальным из них является смысл жизни, суть которого заключается  в отношении личности к себе и  обществу, к пониманию своего места  в обществе и к осмыслению социального  значения своей деятельности. То или  иное понимание смысла жизни определяет всю линию поведения человека и является тем нравственным стержнем, на котором «крепятся» его моральные  установки. Под «смыслом жизни» принято  понимать осознание людьми основного  содержания всей деятельности (прошлое, настоящее, будущее), которое определяет их место и значение в жизни  общества.

Человеку необходимо быть уверенным в том, что индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и  людям, и обществу. Правильное понимание  человеком смысла жизни придает  ему такую нравственную силу, которая  помогает в преодолении жизненных  трудностей. Для человека представляет интерес не только результат его  деятельности, но и сама деятельность, потребность в ней.

Вопрос о смысле жизни  встает перед человеком не сразу. Формирование этого понятия - процесс  нравственного становления личности. По мере своего развития и совершенствования  человек пересматривает смысл жизни  и свое представление о человеческих ценностях. Решающим обстоятельством, влияющим на такое переосмысление, является жизнь, опыт человека и примеры  других людей, одним из таких ярких  примеров являются духовные искания  Л.Н. Толстого, которые нашли отражение  в его «Исповеди»: «Я понял, - пишет  Л.Н. Толстой, - что для того, чтобы  понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже разум, для  того, чтобы понять ее… Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его».

Другим примером является драма Родиона Раскольникова, который  построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с жизнью и  привел не только к краху задуманного  этим литературным персонажем предприятия, но и к смысловому краху.

Смысл жизни многие люди видят  сегодня в интересной работе, в  воспитании детей, в благополучии, в  гуманизации общественных отношений, в построении по-настоящему демократического государства, деятельность которого была бы направлена на создание условий гармоничного развития человека, о чем свидетельствуют данные социологических исследований.

Таким образом, разделяя позицию  Д.А. Леонтьева, можно утверждать, что  жизнь любого человека объективно имеет  смысл, поскольку она к чему-то устремлена, хотя это и не всегда осознается человеком. В-третьих, ценности и ценностные ориентации являются связующим звеном нравственного сознания и поведения человека. По мнению А.И. Титаренко, ценностные ориентации являются такими элементами нравственного сознания, которые реально воспроизводятся, объективируются в поступках, отношениях. Они тесно связаны с потребностями и интересами индивида, с эмоционально-волевыми механизмами его психики. Эту особенность ценностных ориентаций отмечают такие исследователи, как Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.Х. Шингаров, обратившиеся одними из первых к изучению данного феномена, который описывается в психологии через понятия «установка», «социальная ориентация», «отношение».

Так, в теории установки Д.Н. Узнадзе хотя и не используется понятие «ценностная ориентация», но содержание этого понятия можно объяснить в терминах этой теории как целостное динамическое состояние, определенную психологическую готовность личности оценивать объекты и явления действительности, которые ведут личность к активному овладению этими явлениями в процессе социально ценностной деятельности.

На связь ценностных ориентаций с потребностями указывает также  исследователь В.А. Злотников: «Ценностную  ориентацию можно рассматривать  как одно из проявлений, выражений  потребностей… По ценностным ориентациям личности можно судить о системе ее потребностей».

Говоря о психологическом  аспекте ценностей и ценностных ориентаций, следует заметить, что  эти структурные элементы нравственного  сознания органически входят в состав мотивов и стимулов всех видов  и форм деятельности субъектов, определяя  ее направленность.

Следует согласиться с  В.А. Ядовым в том, что включение ценностных ориентаций в структуру нравственного сознания «позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества и той среды, в которой формировалась личность, и где протекает повседневная жизнедеятельность человека». Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.

Итак, ценности и ценностные ориентации могут быть представлены как базовые элементы нравственного  сознания, связывающие воедино не только элементы теоретического нравственного  сознания, но и обыденного, поскольку  граница между этим двумя уровнями очень подвижна, и такие структурные  элементы, как оценки и нормы, а  также и сами ценности могут складываться как стихийно (на уровне обыденного сознания), так и вырабатываться сознательно (на теоретическом уровне в систематической и логически доказательной форме).

Выражая целенаправленность нравственного сознания, его систему  смыслов, ценности и ценностные ориентации, будучи тесно связанными с мотивами и потребностями, способствуют проявлению сознания человека в деятельности, поведении и отношениях с другими  людьми.

Ценности и ценностные ориентации неразрывно связаны между  собой, что подтверждает, например, характеристика ценностных ориентаций как «направленность личности на те или иные ценности», данная Б.Г. Ананьевым. В этом определении подчеркнуты два очень важных свойства ценностных ориентаций: во-первых, связь их с миром человеческих ценностей; во-вторых, принадлежность не просто к сознанию, но и к поведению личности, иначе говоря, их практически действенный характер.

Информация о работе Нравственное сознание личности и его структура