Нравственное самоопределение в юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:17, контрольная работа

Описание работы

Возрастная психология – это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастная психология имеет внутреннюю структуру: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Содержание

Введение − 3
Возрастные особенности юности − 4
Критерии нравственности −
Нравственное самоопределение юности −
Заключение −
Литература −

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 
Учреждение образования 
«Белорусский Государственный Педагогический Университет 
имени Максима Танка»

Контрольная работа 
по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» 
на тему:
 
«Нравственное самоопределение в юности»

             
             
             
             
             
            Работу  выполнила 
            студентка заочного отделения 2 курса 21 группы 
            факультета истории 
            Абрамчук Алла Викторовна 
            адрес: г. Барановичи, пер. Пугачева, 24а

            Руководитель: 
            преподаватель кафедры психология 
            Зайцев Виктор Анатольевич

 
 
 
 
 
Минск, 2009

Содержание

Введение − 3

  1. Возрастные особенности юности − 4
  2. Критерии нравственности −
  3. Нравственное самоопределение юности −

Заключение −

Литература −

 

Введение

      Возрастная  психология – это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

      Возрастная  психология изучает особенности  психологического развития человека в  онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Возрастная психология имеет внутреннюю структуру: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

      В данной работе будет рассмотрен вопрос нравственного самоопределения в юности. Большинством психологов придерживаются мнения, что именно в юности происходит формирование собственных убеждений, нравственных качеств, моральных принципов. В этот период личность определяет для себя жизненные позиции, каким ему быть.

 

  1. Возрастные особенности юности

     Юность  — это определенный этап созревания и развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности психологами определяются по-разному, часто ее делят на две фазы: раннюю юность (или старший школьный возраст – 15 до 18 лет), которая стоит на границе с детством, и позднюю юность (от 18 до 23 лет), стоящую на границе с взрослостью. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути: накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.; а для второй – участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

      Как любой другой этап развития человека, юность имеет свои возрастные особенности.

      На  физиологическом уровне в период юности происходит завершение физического развития человека. Постепенно уменьшается преобладание увеличения роста над приростом веса. При нормальных условиях жизни у юношей отсутствуют диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений, увеличивается объем мышц. В этот период физические данные, не теряя своей актуальности, отходят на второй план, а на первый план выходят внутренние качества.

      Важной  задачей юношеского возраста является выбор профессии, подготовка к труду, общественно-политической деятельности, подготовка к вступлению к браку и создание собственной семьи.

      Рост  самосознания – это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников.

      Психологами были обнаружены и половые различия в оценке личностных качеств. Большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам, в то время как у юношей это менее выражено, но в процессе взросления они все больше начинают отдавать предпочтение этим качествам.

      В самооценке старшеклассники проявляют  известную осторожность. Они охотнее  говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки  и юноши называют у себя и «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогу в беде», то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.).

      Завышенная  самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что  и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

      Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. 

 

  1. Критерии  нравственности

     Прежде  чем, как рассмотреть нравственное самоопределение в юности необходимо дать точное значение нравственности.

     Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы» (латинское слово moras – нравы, мораль). Нравы – это те нормы и эталоны данного общества, которым следуют люди в своем поведении и в своих поступках. Толковый словарь русского языка предлагает следующее определение нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

     Мораль  обычно считается синонимом нравственности, однако между этими словами есть некоторые смысловые оттенки. Мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. Мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, общественного мнения. Тогда, как нравственность представляет собой сферу нравственной свободы в случае, если общечеловеческие и социальные ценности совпадают с внутренними мотивами, т.е. нравственность является внутренней установкой творить добро.

     Вопросы нравственности и морали рассматривает  философская наука – этика. В этике существует две нравственные категории: добро и зло. Соблюдение моральных требований, и признание их человеком ассоциируется с добром, а нарушение моральных норм и правил, их отсутствие объясняется как нравственное зло. Это побуждает человека делать выбор в пользу соблюдения моральных требований, совершенствовать свое поведение, что содействует его нравственному развитию.

     Соблюдение  моральных норм и правил строится не на принуждении, а на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил, необходимых для их соблюдения. Уже давно отмечено, что нравственность личности основывается не только на ее моральной сознательности, но что она имеет более прочное основание в человеке, если становиться его личностным убеждением.

      Нравственная  культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень усвоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному совершенствованию. Нравственная культура человека состоит из этического мышления, т.е. морального суждения, умения пользоваться этическими знаниями и различать добро и зло; культуры чувств, доброжелательного отношения к людям, искреннего сопереживания их горестей и радостей; культуры поведения и этики.

 

  1. Нравственное самоопределение в юности

      Ранняя  юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. В этот происходит формирование профессионального и личностного самоопределения. На этом этапе развития личности необходимо найти для себя ответ на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). И эти два вопроса идут параллельно друг другу.

      В ранней юности снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

      Под моралью понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Под нравственностью человека понимают совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

 

    Заключение 

 

Литература

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.- 944с.
  2. Р.С. Немов. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

Информация о работе Нравственное самоопределение в юности