Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:38, доклад
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей и определяется, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Поведение под-ка регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям..
Интерес к противоположному полу, половое созревание. Мальчики и девочки. проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре и др. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.
Дальнейшее
физиологическое развитие приводит
к возникновению сексуального влечения,
которая характеризуется
Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на интимную жизнь взрослого ч-ка, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – появление этих новообраз-ий ведет к нестабильныму эмоциональному состоянию подростка. т.е. частая смена настроения, повышенная возбудимость, «взрывоопасность», плаксивость, агрессивность, негативизм или, наоборот апатия, безразличие, равнодушие.
Развитие волевых качеств. Под-ки усиленно заниматься самовоспитанием, что характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных, подражают героям, обладающим смелостью, силой воли. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям.
В формировании волевых качеств имеется последовательность. Сначала развиваются динамические физич-е кач-ва: сила, быстрота и скорость реакции, затем – кач-ва, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. В этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые кач-ва, происходит выбор будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде.
У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует под-ов к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению под-ов.
Дифференцируется отношение к учебе т.к. это уже высокое интеллектуальное р., широкий кругозор, объем и прочность знаний, профессиональные склонности и интересы. Поэтому к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, а др. нет.
Появляются новые мотивы учения, т.к. расширяются знания, формируются нужные умения и навыки.
Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.
К
концу подросткового возраста процесс
самоопределения практически завершается,
и некоторые умения и навыки, оказываются
сформированными.