Нормативный подход к исследованию детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

А.Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования.

Работа содержит 1 файл

нормативных подход к иследованию детского развития.docx

— 17.89 Кб (Скачать)

Федеральное   агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение

Высшего  профессионального  образования

Волгоградский   Государственный  Педагогический   Университет 
 
 
 

Сообщение

Тема: Нормативный подход к исследованию детского развития 
 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнили:

                    Студентки 2 курса

                    Факультета  ДиНО

                    Группы  Д-ПБ-21

                    Важинская Э.

                    Душминова А. 
                     
                     

Волгоград 2011

Нормативный подход к исследованию детского развития

А.Гезелл, как  и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское  образование и затем более  тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже  был создан теперь хорошо известный  Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез  психики, проводятся клинические и  педагогические исследования. Значителен вклад А.Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему  диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических  сравнительных исследованиях (нормы  и разных форм патологии) с применением  кино-фоторегистрации возрастных изменений  моторной активности, речи, приспособительных  реакций и социальных контактов  ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое  стекло (знаменитое "зеркало Гезелла").

А.Гезелл ввел в  психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей  от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и  одним из первых использовал близнецовый  метод для анализа отношений  между созреванием и научением. В последние годы жизни А.Гезелл исследовал психическое развитие слепого  ребенка для того, чтобы более  глубоко понять особенности нормального  развития. В клинической практике широко применяется составленный А.Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение  ребенка от рождения до двух лет. Однако в своих исследованиях А.Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной  ступени развития к другой, подчеркивал  зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа  развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении [50]. Но что скрывается за изменением темпа  развития? В работах А.Гезелла  трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста .

Работы А.Гезелла  были критически проанализированы Л.С.Выготским, который назвал концепцию А.Гезелла "теорией эмпирического эволюционизма", раскрывающей социальное развитие ребенка  как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к  своей среде. Однако призыв А.Гезелла  к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка  и созданная им феноменология  развития (роста) от рождения до 16 лет  не потеряли своего значения до сих  пор.

Л.Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях  тесты А.Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения  умственных способностей, ввел понятие  коэффициента интеллектуальности (IQ) и  попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью  тестов им была получена кривая нормального  распределения способностей в популяции  и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей  задачей выявить зависимость  параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического  статуса семьи, образования родителей. Л.Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение  пятидесяти лет. В 1921 г. Л.Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент  интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов  уже после смерти Л.Термена. Вопреки  ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л.Термена, "гений" ассоциируется  с лучшим здоровьем, более высокой  умственной работоспособностью и более  высокими достижениями в области  образования, чем в остальной  популяции.

Вклад А.Гезелла  и Л.Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует  искать истоки интереса американской психологии к проблемам "принятие роли" и "развитие личности", так, в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А.Джерсилд и др.).

Новый интерес  к нормативному изучению детей разного  пола возник в середине 70-х годов (Е.Маккоби и К.Жаклин). Всемирно известные  исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж.Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной  традиции (Дж.Брунер, Г.Бейлин, И.Вулвилл, М.Лорандо, А.Пинар, Дж.Флейвелл, Д.Элкинд, Б.Уайт и др.).

В 60-е годы в  нормативных исследованиях произошли  новые изменения. Если раньше ученые были направлены на поиск ответа на вопрос: "Как ребенок себя ведет?", то теперь встали новые вопросы: "При каких условиях ?", "Каковы следствия развития?" Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: Как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми, в их решении, по словам Р.Сирса, не было видно просвета. 
 

Информация о работе Нормативный подход к исследованию детского развития