Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:05, реферат
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальнос
1. Классификация методов психологических исследований …………………………………2
2. Наблюдение……………………………………………………………………………………3
3. Беседа…………………………………………………………………………………………..9
4. Архивный метод…………………………………………………………………………..…12
5. Методы измерения…………………………………………………………………………...16
6. Список литературы…………………………………………………………………………..20
Оглавление
1. Классификация
методов психологических
2. Наблюдение……………………………………………………
3. Беседа………………………………………………………………
4. Архивный метод…………………………………………………………………
5. Методы измерения………………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
1. Классификация методов психологических исследований.
Специфика
научной психологии заключается в том,
что она для накопления своих данных использует
целый арсенал научных методов. Большую
роль играет и то, каким путем получено
то или иное знание. Лев Семенович Выготский
выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных
принципов, суть разные факты. Существует
определенная обусловленность получаемых
в эмпирическом исследовании фактов имевшейся
до данного эмпирического исследования
его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными
знаниями об изучаемой реальности и т.п.
И подобную взаимосвязь полученных в исследовании
фактов с предварительными представлениями
исследователя об изучаемых феноменах
и, соответственно, с используемыми методами
можно проследить во всех психологических
направлениях. Поэтому проблема методологии
(средств) психологического познания является
одной из самых существенных и обсуждаемых
проблем психологии.
Существует несколько взглядов на классификацию
методов психологического исследования.
Например Г. Пирьов, разделил "методы"
на:
-собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
-методические приемы;
-методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Сергей
Леонидович Рубинштейн в "Основах
общей психологии" в качестве
главных психологических
Общеупотребительной и четкой классификации
психологических методов нет. Выбор того
или иного метода исследования зависит
от задачи, которую ставит перед собой
психолог. Эта задача может быть решена
четырьмя способами: описание, измерение,
объяснение и формирование Изучаемого
психического образования. В соответствии
с различными исследовательскими задачами
можно выделить четыре класса иследовательских
методов:
-неэкспериментальные
-диагностические
(методы измерения)
-экспериментальные
-формирующие
Рассмотрим
подробнее основные неэкспериментальные
и диагностические методы психологии.
К основным неэкспериментальным методам
относятся наблюдение, беседа, архивный
метод и анкетирование. К диагностическим
методам (методам измерения) относят все
методы психодиагностики.
2. Наблюдение
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии труда, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. д.
Наблюдение
может проводиться непосредстве
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено.
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
1) наблюдаемые
знают о том, что их поведение
фиксируется исследователем (например,
при изучении динамики
В любом
случае важнейшую роль играет личность
психолога — его
Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. нашего века.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:
1) определяются
предмет наблюдения (поведение), объект
(отдельные индивиды или
2) выбирается
способ наблюдения и
3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
4) выбирается метод обработки результатов;
5) проводится
обработка и интерпретация
Предметом
наблюдения могут являться различные
особенности вербального и
1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.);
2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;
3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.);
4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).
Главная проблема регистрации результатов наблюдения — категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.
Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки «обрабатываются»; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.
Недостатки метода наблюдения.
Метод наблюдения имеет также и свои недостатки. В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. д. и т. п. А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение
может выступать в качестве самостоятельной
процедуры и рассматриваться как
метод, включенный в процесс экспериментирования.
Результаты наблюдения за испытуемыми
в ходе выполнения ими экспериментального
задания являются важнейшей дополнительной
информацией для исследователя. Не случайно
величайшие естествоиспытатели, такие
как Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И. П. Павлов,
К. Лоренц и многие другие, считали метод
наблюдения главным источником научных
фактов.
3. Беседа
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.