Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:30, реферат
Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями. Одни исследователи исходят из признания детерминированности невротических феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих гомеостаз.
Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в 30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на понимании личности как системы отношений и прежде всего ее взаимоотношений с окружающими людьми. Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, если удается не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом. В состоянии эмоционального кризиса, в атмосфере общения с доброжелательным врачом при раскрытии подлинных источников возникновения невроза создаются наибольшие возможности для перестройки личности больного, что является главной предпосылкой избавления от невроза.
Патогенетическая психотерапия направлена на решение следующих задач:
1. глубокое
и всестороннее изучение
2. выявление
и изучение
3. достижения
у больного осознания и
4. помощь
больному в разумном
5. изменение
отношения больного, коррекция неадекватных
реакций и форм поведения, что
является главной задачей
Обычно больные неврозами не осознают всех обстоятельств, сыгравших патогенную роль в развитии их болезни. Причиной этого является субъективность отражения ими реальности через признак прежнего опыта, предвидений и ожиданий, неадекватных действительности. Дополнительным обстоятельством является вытеснение при определенных условиях из поля сознания непереносимых для больных травмирующих переживаний. Как правило вытесняется реальная ситуация, несовместимая с особо значимыми осознаваемыми отношениями человека.
Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни.
Под внутренней картиной болезни Р.А.Лурия понимал весь комплекс переживаний и ощущений больного, эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение. Представление о внутренней картине болезни не соответствует обычному субъективных жалоб больного, а структура ее в сенситивной и в интеллектуальной части находится в большой зависимости от личности больного, общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.
Для того, чтобы активизировать больного, включить его в систему лечения, врачу необходимо иметь представление от клинико-психологических и социально-психологических особенностях его “внутренней картины болезни”. Выделяют следующие компоненты отношения к болезни: познавательный (представление о неврозе), эмоциональный (переживание тяжести заболевания), мотивационно-поведенческий (личностная переработка изменений, вызванных болезнью, способы противодействия ей, роль при этом самого больного). В начале лечения представления врача и больного о причинах невроза значительно расходятся. Длительное рассогласование этих представлений приводит к нарушению отношений между терапевтом и пациентом, что снижает действенность психотерапии.
Представление
больных о причинах неврозов может
быть различным. Большинство пациентов
на начальном этапе лечения
У других пациентов
В процессе
психотерапии представления больных
о причинах невроза заметно изменяются.
Частота оценки возможного органического
фактора и неспецифических
В.А.Ташлыков выделяет три варианта реагирования больных неврозами на свое заболевание с учетом их доминирующих эмоциональных и социальных потребностей, а также некоторых преморбидных свойств их личности.
В основном варианте отношения к болезни пациенты переоценивали тяжесть своего состояния и полностью принимали роль больного. У них отмечалось преимущественно затяжное течение невроза. Важные жизненные цели, социальные интересы отодвигались на второй план, а неудовлетворенные потребности в признании, эмоциональном контакте и опеке частично удовлетворялись благодаря признанию себя беспомощным человеком. В преморбидном периоде больные этой категории, независимо от формы невроза, характеризовались чертами сенситивности, мнительности, эгоцентричности, тенденцией к фиксации на стрессовых ситуациях.
Хорошие результаты лечения в этих случаях достигались лишь при применении активирующих методов психотерапии, способствующих преодолению пассивной установки больных. Наиболее существенной ошибкой врача была директивная, доминирующая форма его отношения с больным, имеющим установку на подчинение. Даже при выраженном симптоматическом улучшении у больных в этих случаях сохраняются пассивные формы поведения в стрессовых ситуациях, что в последующем может явиться причиной рецидивов невротического состояния.
В другом варианте отношения к болезни наблюдалась недооценка больным серьезности заболевания. Эти пациенты в ситуациях болезни устойчиво сохраняли жизненные установки, связанные с выполнением определенных целей на работе, в учебе или в семье. Пациенты с таким отношением к болезни нередко в той или иной степени “бравируют” своим пренебрежением к болезни. Однако обычно за этим обнаруживается активированная болезнью потребность в безопасности, скрытый страх за собственное здоровье. В преморбидной личности этих больных отмечались такие черты, как внешне уверенное поведение, предчувствие внутренней неуверенности, стремление к активному преодолению стрессовых ситуаций. Как правило, такие пациенты ускоряют ход лечения и при определенном симптоматическом улучшении стремятся вернуться к прежнему труду и образу.
Для третьего варианта отношения к болезни характерно адекватное восприятие и оценка заболевания. Этих больных отличало соответствие представлений о неврозе полученной от врача информации, вера в излечимость и мотивация к выздоровлению (активное противодействие болезни).
В процессе успешной психотерапии два первых варианта нередко преобразуются в третий, адекватный вариант. Это достигается прежде всего развитием доверительных взаимоотношений врача и больного, укрепляющих веру пациента в излечимость невроза, предоставлением в доступной и понятной для больного форме соответствующей информации, выработкой активной и ответственной позиции больного в процессе психотерапии.
Патогенетическая или личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Каждая из них обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом.
Групповая и индивидуальная
Групповая психотерапия позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т.е. с неконструктивного поведения пациента. Психотерапевтическая группа является моделью естественных групп, и пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Специфика внутригрупповой терапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы - групповой динамики в лечебных целях.
Решение
задач личностно-
Собственные исследования
В ходе исследования применялась методика URIKA, разработанная в Германии.
Изначальное
назначение этой методики состояло в
выделении специфических
Авторы методики указывают на существование 4-х стадий терапии:
1. предразмышление
2. размышление
3. действие
4. сохранение.
Методика состоит из 32 утверждений (по 8 пунктов для каждой стадии терапии). На каждый пункт возможны 5 вариантов ответов. Они отражают степень согласия-несогласия с утверждениями, характеризующими установки, знания и воздействия, связанные с конкретной стадией терапии. В каждой шкале может быть от 8 до 40 баллов.
Целью исследования была проверка ценности данной методики для клиники неврозов.
С помощью методики URIKA было обследовано 14 пациентов отделения неврозов НИИ им.В.М.Бехтерева.
Полученные
результаты представлены в таблице.
Таблица
Стадии психотерапии | Число пациентов |
1. предразмышление | 7 |
2. размышление | 1 |
3. действие | 2 |
4. сохранение | 4 |
Данная методика позволила точно определить, на какой стадии процесса психотерапии находится каждый обследованный.
Таким
образом, исследование процесса психотерапии
при неврозах позволяет нам придти
к выводу, что применение данной методики
возможно в клинике неврозов для оценки
прогресса в лечении.
Пишу рефераты: E mail medreferats@usa.net от 10 до 20 тыс. Оплата в Санкт-Петербурге при получении, в других городах по почте. Возможна предоплата в счет будущих рефератов. Список готовых рефератов можно заказать по почте (адрес указан выше).