Невербальные средства коммуникации с точки зрения структуры и семантики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Для каждого из нас очень важно быть понятым и иметь интерес среди своих слушателей. Люди, сталкивающиеся по роду своей деятельности с публичными лекциями и всевозможными выступлениями в СМИ, знают, что важнейшим аспектом их успеха в дальнейшем является невербальная подача информации слушателю через интонацию, мимику и разного рода жесты. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.
Поскольку невербальные формы наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю и представляют большой интерес для глубокого лингвистического исследования.

Содержание

Введение
Структурный анализ невербальных средств коммуникации
Семантический анализ невербальных средств коммуникации
Взаимосвязь семантики и структуры невербальных средств коммуникации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ……

 

 

Факультет: филологический

Кафедра: ……

Направление: …..

Специальность: …..

 

 

 

……

 

 

«Невербальные средства коммуникации с точки зрения структуры и семантики»

 

Курсовая работа

 

Группа: ….

Научный руководитель:

…...

 

Москва 2010г.

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Структурный анализ невербальных средств коммуникации

Семантический анализ невербальных средств коммуникации

Взаимосвязь семантики и структуры невербальных средств коммуникации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для каждого из нас очень важно быть понятым и иметь интерес среди своих слушателей. Люди, сталкивающиеся по роду своей деятельности с публичными лекциями и всевозможными выступлениями в СМИ, знают, что важнейшим аспектом их успеха в дальнейшем является невербальная подача информации слушателю через интонацию, мимику и разного рода жесты. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

Поскольку невербальные формы наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю и представляют большой интерес для глубокого лингвистического исследования.

 

Актуальность темы данной работы обусловлена потребностями коммуникативно-деятельной методики преподавания русского языка как иностранного логично включать в учебный процесс обучение невербальным средствам общения. В этой связи исключительно важной представляется разработка методически значимой классификации невербальных средств коммуникации, что может явиться шагом к созданию целостного описания невербального общения людей, живущих в России.

Это представляет тем большее значение, что, как известно, в процессе изучения иностранцами русского языка, они, как правило, знакомятся с произведениями художественной литературы.

Важность для методики преподавания РКИ представляют проблемы ,связанные с изучением языковой и концептуальной картины мира, этической и эмоциональной сфер русского человека. Все это способствует более успешной межкультурной коммуникации, формирует особое отношение к культуре страны изучаемого языка.

 

Объектом исследования являются невербальные средства коммуникации как неотъемлемый компонент межкультурного общения.

 

Предмет исследования - особенности изучения и анализа невербальных средств общения.

 

Гипотеза исследования состоит в следующем: я предполагаю, что одним из путей успешного решения коммуникативных задач, стоящих перед учащимися, а также повышения мотивации изучения русского языка является включение невербального компонента в содержание в содержание обучения. В этой связи нам представляется особенно важным системное представление невербальных средств коммуникации и описание их функционирования, которое целесообразно осуществлять на материале текстов русской классической литературы.

Научная новизна работы заключается в том, что кинесика рассматривается в системообразующем аспекте общей коммуникации как важный компонент речевого общения, существенно дополняющий языковые средства. Проделанный анализ кинесических элементов позволил создать всестороннюю классификацию кинесических средств и выявить наличие национально- культурной специфики в плане выражения и плане содержания кинесических знаков.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости учета невербального компонента в процессе обучения иностранному языку. Теоретические результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по методики обучения РКИ, служить основой при разработке специальных курсов и семинаров, посвященных проблемам межкультурного общения.

 

Практическая ценность. Теоретический материал курсовой работы, разобранные примеры  и выводы могут быть учтены при написании учебных пособий по невербальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Структурный анализ невербальных средств коммуникации

 

 

 

Структурная схема невербального поведения человека

1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека

2                - структуры

3                — подструктуры

4                - компоненты

– элементы

 

На рисунке представлены структуры невербального поведения, подструктуры и элементы, показана их взаимосвязь, что создает условия для анализа реального невербального поведения, для определения функциональной специфики его подструктур.

Начнем рассмотрение невербального поведения с той подструктуры, которая создает основное ее свойство - движение - и отражается с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика.

Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика - это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика - понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица -мимика, всего тела - пантомимика, рук и кистей рук - жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению - выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями.

Польский психолог Я. Рейковский предлагает разделять такие компоненты невербального поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить. Например, по мнению Я. Рейковского, в том случае, когда человек узнает о смерти своего родственника и начинает рыдать, падать - это выразительные движения, в том случае, когда человек надевает траурную одежду, начинает причитать - он выполняет специфические эмоциональные действия. Эмоциональные действия выступают как форма мотивированного поведения и являются приобретенными. Тем самым подчеркивается конвенциальный характер эмоциональных действий в отличие от выразительных движений, являющихся формой непосредственного выражения состояний человека.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

2) на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика, амплитуда);

3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения, принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

4) в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

5) в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют;

6) можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания.

Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:

1) сильная - слабая; неопределенная - красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;

2) разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;

3) мимика стереотипная, индивидуальная.

Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах. Лицевая экспрессия классифицирована на основе ведущего признака (мины лба, мины рта).

Л.М. Сухаребский отмечает, что для понимания мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частичную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта действуют как звенья единой целостной системы.

Целостность, динамичность - главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. Поэтому за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица, так как во многих исследованиях показано, что опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

Таким образом, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики -являются ее основными характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, была создана схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения).

За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики. Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний(радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Табл. 1 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» — «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (см. табл. ). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния.

Таблица 1 Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и

элементы

лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презре­ние

Страдание

Страх

Удивле­ние

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза

раскрыты

или

прищурены

Глаза сужены

Глаза

широко

раскрыты

Глаза

прищурены или

раскрыты

.Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние    уголки бровей подняты вверх

Внутренние  уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица  и его частей

Лицо

динамичное

Лицо застывшее

Лицо

динамичное

Информация о работе Невербальные средства коммуникации с точки зрения структуры и семантики