Невербальные компонентные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Чтобы лучше понять их, я раскрою тему о невербальных компонентах коммуникаций. Сегодня наблюдается повышенный интерес к различным аспектам невербальной коммуникации, особенно, к тем, которые несут информацию об индивидно - личностных характеристиках человека. Я считаю, что данная тема является актуальной, так как узнав больше о языке тела, мы лучше начнем считывать информацию о человеке и о его мыслях.

Содержание

Введение

1. Жесты
2.Мимика
3.Позы
4.Предметы
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

невербальные компонентные коммуникации.docx

— 32.66 Кб (Скачать)

 

                      
                Содержание

Введение

1. Жесты

2.Мимика

3.Позы

4.Предметы

Заключение 

Список используемой литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
                                              Введение 
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Чтобы лучше понять их, я раскрою тему о невербальных компонентах коммуникаций. Сегодня наблюдается повышенный интерес к различным аспектам невербальной коммуникации, особенно, к тем, которые несут информацию об индивидно - личностных характеристиках человека. Я считаю, что данная тема является актуальной, так как узнав больше о языке тела, мы лучше начнем считывать информацию о человеке и о его мыслях. В своей работе, я предлагаю рассмотреть жесты, мимику, позы людей и предметы их украшений. Все это нам поможет научиться «читать человека как книгу».

     Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите  – все это невербальные сообщения. Чувства, также как информация, могут  быть переданы при помощи одного или  нескольких невербальных способов. Это  именно та часть коммуникации, которую  мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. 
Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет около 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6. Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.  
Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Это творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра.  
Условно, можно разделить всю невербальную коммуникацию на две большие части: это то, что мы передаем телом и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д. Но если мы говорим, что язык тела – это половина, а голос – треть, это только приблизительные ориентиры. Например, во время телефонного разговора язык тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи голоса. 
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".
 
 
 
 
 
 
 
 

      
                                                Жесты 
Строение тела и черты лица ничего не говорят о человеке. Все попытки установить взаимосвязь между внешностью личности и ее характером не увенчались успехом и не отвечают требованиям научной достоверности. Психологические интерпретации черт лица иногда звучат просто наивно. В то же время "кинесика" - раздел психологии, изучающий мимику и жесты, - одна из наиболее достоверных методик, позволяющих диагностировать поведение, в частности, в ходе деловых переговоров. Кинесика почти всегда выдает человека, даже если он пытается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора или собеседнику. Словом, как говорил классик, учитесь не смотреть, а видеть. Владеющий кинесикой человек знает, что собеседник сравнительно легко контролирует то, что говорит, но намного труднее следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его отношение к происходящему. Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса. Так, чем выше культура человека, чем выше занимаемый им в обществе пост, тем меньше он использует жесты, тем реже жестикулирует. Рассмотрим некоторые из них: 
Описание жестов и расшифровка значений 
Собеседник не прячет ладони, они открыты: открытость, честность, правдивость. Собеседник прячет руки, не показывает ладони: собеседник что-то скрывает или обманывает Вас. Поза Наполеона – руки собеседника скрещены на груди: отстраненность, нервозность, несогласие, защиту, неуверенность. Дайте собеседнику в руки журнал, документы по обсуждаемому вопросу и т.п. Собеседник держит руки за спиной: высокомерие, скрываемая нервозность, злоба, попытка успокоиться. Собеседник держит руки в кармане: недоговоренность, скрытность, неискренность.  
Собеседник наклонился вперед и опирается руками на стол: агрессивность. Собеседник охватил ладонью подбородок: доверительность, дружелюбие, размышление. Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вверх: «поза просителя», собеседник ставит себя психологически ниже своего собеседника. Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вниз: собеседник доминирует над своими коллегами, чувствует превосходство. Быстрое потирание ладоней: удовлетворение, согласие. Медленное потирание ладоней: отказ или даже угроза. Руки, сплетенные в замок, могут лежать на коленях, на столе или подпирать подбородок: неоправданные ожидания, попытка скрыть негативное отношение. Чем выше поднят «замок», тем более негативно значение жеста. «Пирамида» – кончики пальцев обеих рук соединены между собой: уверенность. Значение жеста зависит от того, после каких жестов или поз он был сделан – если «пирамиду», «построили» после жестов и поз, имеющих позитивное значение, таким образом, это означает, что собеседник согласен с Вашим мнением, принял позитивное решение. Если после негативных – несогласие, отрицательное решение. Руки собеседника находятся в карманах, но большие пальцы выставлены из карманов: доминирование, самоуверенность, превосходство. Собеседник легко дотрагивается до глаза: ложь. Собеседник дотрагивается до уха: наслушался и сам хочет что-то сказать. Рукопожатие: а) если ладони собеседника, подающего Вам руку, обращена вниз, то это: доминирующее рукопожатие – собеседник чувствует свое превосходство над Вами; б) если ладонь собеседника направлена вверх, то это: подчиняющееся рукопожатие – собеседник ставит себя ниже Вас; в) если ладони собеседников перпендикулярны полу, то это: приоритетное рукопожатие; г) если здороваясь с Вами, собеседник подает обе руки, одной из них он пожимает Вашу, а другой дотрагивается до кисти, локтя или плеча, то это означает, что: испытывает к Вам теплые чувства, доверие. Не используйте это вид рукопожатия, если мало знакомы с собеседником, это может быть воспринято как не искренность; д) если собеседник, здороваясь, пожимает только кончики Ваших пальцев: собеседник неуверен в себе, стремится сохранить психологическую дистанцию; е) если собеседник здоровается не согнутой рукой, то это означает его: агрессивность, стремление сохранить дистанцию;  
ж) если собеседник, здороваясь, тянет Вашу руку к себе, признак того, что он: неуверен в себе.

       Собеседник дотрагивается до  шеи: несогласие. Прикрывание рта, прикосновение к носу или к области под носом: если это делает говорящий, это означает, что он говорит неправду, если слушающий, то это означает, что говорящий лжет, а он это понял. Оттягивание воротника: раздражение, ложь, крушение надежд. Голова собеседника опирается на ладонь: скука.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
                                             Мимика 
В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о состоянии и мыслях собеседника, а значит, повышающую бдительность визави к партнеру, способность распознавать его намерения и отношение к обсуждаемой теме. Продуктивным общение будет лишь тогда, когда вы научитесь зеркально отражать лицо собеседника. Трудно установить контакт с партнером, если он улыбается, а вы суровы. Он раскован, жестикулирует, а вы как статуя. Умеренное повторение мимики, жестов, интонации, темпа дыхания собеседника всегда приятно для него. Если человек улыбается, а нижнее веко не приподнято, нижняя часть кругового мускула глаза напряжена - улыбка неискренняя. Если же его взгляд встречается с вашим в ходе разговора часто, практически постоянно, можно предположить, что вас не боятся, считают интересным собеседником или желают доброжелательных отношений с вами. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды - сигнал к установлению контакта. Когда кто-то смотрит, склонив голову набок, - это тоже говорит о заинтересованности предметом разговора. Выпрямление головы, блуждание взглядом по потолку, стенам, особенно если это сопровождается подниманием, а затем опусканием плеч, говорит о "потере мысли". Взгляд вверх с одновременным подъемом или наклоном головы, сосредоточенным выражением глаз - просьба: "Подождите, я немного подумаю". Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику - стремление подчинить его себе. Взгляд вниз, под ноги - готовность подчиниться. Взгляд в сторону - часто неудовлетворенность, пренебрежение к собеседнику. Такой блестящий психолог, как Лев Толстой, в своих произведениях описывает 85 оттенков выражения глаз (хитрые, лучистые, грустные, холодные и т.д.). Зрачки непроизвольно расширяются или сужаются, сообщая о реакции собеседника на кого-либо или на что-либо. Купцы в большинстве азиатских стран назначают цену товара, глядя в глаза покупателю. Если зрачки расширяются, можно повысить цену, покупатель заинтересован в покупке. Опытные карточные шулеры играют в темных очках. Они знают, что при получении хорошей карты зрачки расширяются, если же карты негодные, начинаешь блефовать, тебя могут выдать непроизвольно сузившиеся зрачки. Зрачки расширяются у возбужденного человека и сужаются у сердитого, мрачного. Зрачки расширяются, когда собеседник заинтересован разговором, и сужаются, когда он огорчен или настроен враждебно. Когда у человека бегают глаза, он не выдерживает вашего взгляда и отводит взор, можно предположить, что он боится вас или говорит неправду, старается умолчать о случившемся. На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как "У нее большие детские глаза", "У него такой блеск в глазах" или "Он меня сглазил". Когда мы говорим так, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение его глаз. В своей книге "Выразительные глаза" Гесс говорит, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Старая поговорка гласит: "Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним". Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими вы чувствуете себя неуютно и недоверчиво. Это, главным образом, связано с тем, как они смотрят на вас, от длительности их взгляда, и от того, как долго они могут выдерживать ваш взгляд.  
Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее, чем 1/3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены. Арджайл установил, что если человеку А нравится человек В, то он на него будет часто смотреть. Это побуждает В думать, что он нравится А, поэтому В свою очередь полюбит А. Другими словами, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Это заставит его тоже полюбить вас. Неудивительно, следовательно, то, что скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени, редко пользуется доверием. Рассмотрим различные типы взглядов. 
Деловой взгляд. 
Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда. 
Социальный взгляд. 
Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта. 
Интимный взгляд. 
Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди, а при отдаленном от глаз до промежности. Мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован, то он ответит тем же взглядом.  
Взгляд искоса. 
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Позы 
Большое количество информации несет в себе поза человека. Вертикальное, расслабленное и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные в направлении к другому человеку - это тоже проявлении открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником. 
Поза хорошо контролируется, если знающий о языке телодвижений человек намеренно выдает неистинные сообщения. Исследователи не обнаружили различий в позе между людьми, лгущими и говорящими правду (П.Экман, 2000). Возможный ключ дает тенденция наклоняться вперед при интересе или гневе и откидываться назад при страхе или отвращении. При необходимости человек способен сдержать все, кроме наиболее тонких признаков этих эмоций, связанных с позой. Однако, наблюдение за позой дает значимую информацию о состоянии человека – хочет он уйти или настроен пообщаться, напряжен он или спокоен, раскован. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников показывает изменение отношений между ними.
 
 
 
 
 

      
Предметы 
Поговорим о художественных произведениях и символах. Часто можно вспомнить, как однажды до слез тронула какая-то симфония, или пение хора в церкви, или даже популярная песенка. Может быть, то была мелодия, звучание или ритм, нашедшие отклик в вашем сердце. Например, блюзовые мелодии у многих слушателей вызывают ностальгические воспоминания. Чувствами и настроением насыщены живописные полотна, гравюры, скульптуры и фотографии. Однако коммуникация, осуществляемая при помощи художественных форм, имеет один существенный недостаток: люди не всегда понимают, что хотел сказать им творец.  
С развитием международных связей и туризма возникла необходимость в таком способе передачи информации, который делал бы ее понятной людям разных стран, говорящим на разных языках. Поэтому все большее распространение получают несложные зрительные символы. Их можно увидеть в самых разных местах: в аэропортах, на автотрассах, на промышленных предприятиях, на упаковках лекарств. Особые обозначения есть для комнат отдыха, мест для курения, для кафетериев и т. д. Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, возможно, сама того не осознавая, она посылает мужчине определенный сигнал. Если же вам захочется показать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда в теннисных шортах. Даже в рекламных роликах, посвященных духам и дезодорантам, наше внимание привлекают к тому факту, что при помощи запаха можно послать некое сообщение. 
Мы привыкли к тому, что первая встреча с незнакомым человеком часто является определяющей, формирует дальнейшие отношения. При первой встрече наш внешний вид – это единственный источник информации, из которого новый знакомый черпает сведения о нас. Одежда, прическа, состояние лица и рук, украшения способны много рассказать о нашем социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе. Очень многое о Вашем собеседнике могут рассказать предпочитаемый цвет одежды (т.е. цвет наиболее часто носимой одежды), ее стиль, излюбленные украшения. По этим, казалось бы, малозначимым сигналам можно узнать о характере собеседника, его стремлениях, ценностях и т.д.  
Еще раз хочу подчеркнуть, что имеет значение лишь предпочитаемый, наиболее часто используемый собеседником цвет одежды, тип украшений: 
Типы украшений: 
Если украшения очень дорогие, то, как правило человек притязает на особую значимость и престиж. 
Если украшений слишком много (больше трех днем, вечером можно позволить и больше), таким образом, скорее всего человек также желает придать себе особую значимость или же просто отсутствие вкуса. 
В том случае если украшения подобраны со вкусом, это означат, что человек чувствителен к другим людям и стремится к созданию гармоничных отношений. 
Очки. 
Почти любое вспомогательное средство, используемое человеком, может разоблачить человека и раскрыть его мысли, если учитывать те характерные жесты, которые проделываются с этим предметом. Это можно сказать и об очках. Один из наиболее характерных жестов - это заложение дужки оправы в рот. 
Десмонд Моррис говорит, что человек кладет себе в рот какие-либо предметы для того, чтобы вновь испытать то чувство безопасности, которое он испытывал младенцем у материнской груди. Это значит, что сосание дужек очков является, фактически, утешительным жестом. Курильщики для этого используют сигареты, а ребенок сосет палец. 
Если он снимает очки и протирает стекла (если в этом нет необходимости), то принимает решение и лучше в этом случае его не торопить.  
если человек вновь надевает очки, это часто означает, что он хочет еще раз "взглянуть" на факты, а если он поиграет с очками и отложит их в сторону, это значит, что он хочет окончить беседу. 
Собеседник смотрит на Вас поверх очков, значит он относится к Вам критически и может быть агрессивно настроен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
Заключение 
Сегодня наблюдается повышенный интерес к различным аспектам невербальной коммуникации, особенно, к тем, которые несут информацию об индивидно - личностных характеристиках человека. Открываются центры физиогномической диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить "читать человека как книгу". Становится плохим тоном, если в проспектах различных психологических семинаров, школ отсутствуют обещания научить владеть "языком тела" и понимать его. Поток услуг, направленных на быстрое обучение правильному распознанию невербального поведения учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других профессионалов, продолжает нарастать. И хотя жесты в разных странах неодинаковы, например, палец у виска в России - "ты сумасшедший", во Франции - "ты говоришь умные вещи", в США - "я знаю, что я делаю". Фига в России и в Украине - "ты ничего не получишь", в Португалии и Бразилии - жест защиты, в Турции и арабских странах - жесточайшее сексуальное оскорбление. Поднятый вверх большой палец в России - "хорошо, здорово", в США, Англии, Скандинавских странах - голосование на дороге или "у меня все в порядке", палец, резко выброшенный вверх, - сексуальное оскорбление, нецензурное ругательство, а в Греции - "замолчи, заткнись". Кружок, образуемый пальцами руки в России и во Франции, - "у меня ничего нет", в США - "о'кей, все в порядке", в Японии - деньги, а в некоторых средиземноморских странах так обозначают гомосексуального мужчину. Европеец, говоря о себе, показывает на грудь, японец - на нос. Мы, считая, сгибаем пальцы руки в кулак, немцы - разгибают пальцы, и т.п. Подводя итог, можно сказать, что наблюдения за невербатикой - наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком.

      
Список используемой литературы

     1. В. Квинн. Прикладная психология. – СПб, 2000.

     2. Леонгардт К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.  
3.А. Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). - М, 1995.

     4. Коноваленко М.Ю. Особенности поведения человека при трансляции неистинной информации. – М, 2002.

     5.Лабунская В.А. Проблемы обучения интерпретации – кодированию невербального поведения.  

Информация о работе Невербальные компонентные коммуникации