Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:30, реферат

Описание работы

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Содержание

Невербальное общение. Основные понятия…………………………. 2
Происхождение невербального общения и его функции .………….. 3
Уровни анализа невербального общения (таблица)…………………. 3
Визуальный контакт…………………………………………………… 5
Межнациональные различия невербального общения……………... 8

Работа содержит 1 файл

невербальноеобщение.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Невербальное общение. Основные понятия…………………………. 2
  2. Происхождение невербального общения и его функции .………….. 3
  3. Уровни анализа невербального общения (таблица)…………………. 3
  4. Визуальный контакт…………………………………………………… 5
  5. Межнациональные различия невербального общения……………... 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невербальное общение.

 

Невербальное общение  — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

   Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата

 

Понятие невербального  общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

 

Происхождение невербальных способов общения

   С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

 

Функции невербального  кода

   Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Уровни анализа невербального  общения

Типы и виды коммуникаций

Области научного знания и группы

Приемы и средства

1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система) 
 
б) паралингвистика (околоречевая система) 
в) просодия

  • пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; 
    гелоскопия
  • вокальные качества голоса; диапазон; тембр
  • фразовое ударение, синтагматическое уда- 
    рение, логическое ударение; тон; интонация

2. Оптико–кинетические 
средства

а) выразительные движения 
б) физиогномика 
в) окулесика или окуломантия

  • мимика; жесты; позы; осанка; походка
  • внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология
  • направление взгляда, длительность и частота

3. Знако–символические 
средства

а) системология 
б) графология 
в) актоника 
г) гастика 
д) хирософия и подомантия 
 
 
е) стерномантия 
ж) онихомантия 
з) нумерология 
и) молеософия

  • предметы, окружающие человека в жизни
  • особенности почерка
  • поступки человека
  • пища, напитки
  • особенности формы рук, флексорных линий и 
    холмов на ладони; дерматоглифика; линии на 
    ступнях ноги
  • особенности формы и объёма груди женщины
  • особенности формы и цвета ногтей
  • дата рождения, фамилия и имя человека
  • родинки

4. Тактильные средства 
(обоняние, осязание, слух 
и вкус)

а) гаптика или такесика 
б) сенсорика 
в) аускультация 
 
г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное 
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…

5. Пространственно–времен- 
ные средства

а) проксемика 
 
б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция 
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип 
    (возможен только один вид деятельности в одно и то 
    же время) и полихронный (несколько дел)

 

Выражение лица (мимика)

   Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

радость (счастье) - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад;

гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

грусть (печаль) - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

 

Визуальный контакт.

 

Визуальный контакт является исключительно  важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить  внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий  то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий  смотрят друг другу в глаза  не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора  или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени  глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим  при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем  случае отказ от прямого визуального  контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния  собеседника. Настойчивый или пристальный  взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как  вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный  взгляд обычно воспринимается как признак  враждебности.

Необходимо знать, что отдельные  аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или  с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший  визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

   Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь Ваша очередь".

 

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении  является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники  находятся по отношению друг к  другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или  кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они  сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных  Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

межличностное расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидятна расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно  близкое, как и чрезмерно удаленное  положение, отрицательно сказывается  на общении.

Кроме того, чем ближе находятся  люди друг к другу, тем меньше они  друг на друга смотрят как бы в  знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят  друг на друга и используют жесты  для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют  в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и  старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые  люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе  к собеседнику (независимо от его  пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между  собеседниками: уравновешенный человек  с чувством собственного достоинства  подходит к собеседнику ближе, тогда  как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимсяна большом расстоянии от тех, чье положение  или полномочия выше наших, тогда  как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками  может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется  с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится  сбоку от стола, то отношения принимают  вид ролевого общения. По этой причине  некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом  с собеседником - на стульях, стоящих  под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом  мы как бы говорим собеседнику: "Я  вас слушаю. Продолжайте".

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? 'Обычно следует  отвечать на невербальное "сообщение" с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон  голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные "сообщения" противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам".

Когда несоответствие между словами  и невербальными "сообщениями" невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами  на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера  их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и  мимику. Они часто заставляют нас  отложить выполнение, например, высказанной  просьбы. Другими словами, понимание  нами невербального языка имеет  тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего "противоречивые сигналы", то можем выразить ответ  примерно в такой форме: "Я подумаю" или "Мы вернемся с Вами к этому  вопросу", оставляя себе время для  оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами  и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на "противоречивые сигналы" вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова  собеседника следует отвечать подчеркнуто  тактично. Например, если говорящий  соглашается что- либо сделать для  Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: "Мне кажется, что Вы к этому  относитесь скептически. Не объясните  ли, почему?" Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что  говорит и делает собеседник, и  таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему  возможность выразить себя более  полно.

Информация о работе Невербальное общение