Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Мы общаемся с помощью языка тела, жестов, мимики лица, через интонацию голоса или только с помощью слов.
Учитесь читать язык тела, корректировать свое поведение и устанавливать сердечные и важные связи. Рекомендации на все случаи жизни для делового общения, при установлении общественных и личных контактов.

Содержание

Невербальное общение или язык тела. 3
Межнациональные особенности.
Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание. 5
Основные коммуникационные жесты и их происхождение. 6
Жесты и типы личности.
Язык жестов. Как обманывают взрослые? Так же как и дети. 9
Язык жестов, или речь без слов.

Жесты агрессии. 13
Дамские жесты заигрывания 14
Говорящие жесты. Значение жестов.
Влияние положения на богатство жестикуляции. 15
Как соврать, не раскрыв себя. 16
Язык тела.
Язык тела, выражаемый в походке. 18
Осанка. 19
Язык тела - плечевой пояс и верхняя часть тела.
Кивок головы. 20
Внешность и язык тела.
Интуиция и предчувствие. 22
Цвет одежды – один из способов невербального общения.
Развиваем язык жестов (язык телодвижений). 23

Работа содержит 1 файл

невербальное общение.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Невербальное  общение или язык тела.                                                                                       3

Межнациональные особенности.                                                                                                

Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание.                                          5

Основные коммуникационные жесты и их происхождение.                                                   6

Жесты и типы личности.                                                                                                              

Язык жестов. Как обманывают взрослые? Так же как и дети.                                                 9 

Язык жестов, или речь без слов.                                                                                                 

 

Жесты агрессии.                                                                                                                           13 

Дамские жесты  заигрывания                                                                                                      14 

Говорящие жесты. Значение жестов.   

Влияние положения  на богатство жестикуляции.                                                                    15 

Как соврать, не раскрыв себя.                                                                                                     16 

Язык тела.     

Язык тела, выражаемый в походке.                                                                                           18 

Осанка.                                                                                                                                          19 

Язык тела - плечевой пояс и верхняя часть тела.  

Кивок головы.                                                                                                                               20 

Внешность и  язык тела.     

Интуиция и  предчувствие.                                                                                                         22 

Цвет одежды – один из способов невербального  общения.    

Развиваем язык жестов (язык телодвижений).                                                                          23 
 
 

  
 

Невербальное  общение или язык тела. (Николас Бутмен)

Мы общаемся с помощью языка тела, жестов, мимики лица, через интонацию голоса или только с помощью слов. 
Учитесь читать язык тела, корректировать свое поведение и устанавливать сердечные и важные связи. Рекомендации на все случаи жизни для делового общения, при установлении общественных и личных контактов. 
 
Первое впечатление. 
Встреча — это действие, в котором непосредственно участвуют двое или более людей, то тогда установление связи — это то, что мы делаем с момента, когда мы полностью осознаем присутствие другого человека. И между этими двумя событиями - встречей и установлением взаимоотношений — лежат 90 секунд земного времени и взаимопонимания, которые связывают нас друг с другом. 
 
Встреча. 
Если вы в состоянии составить правильное впечатление в течение первых трех или четырех секунд новой встречи, то вы создадите представление у партнера, что вы искренни, надежны и заслуживаете доверия, и тогда возможность идти дальше и создать взаимопонимание появится сама собой. 
 
Приветствие. 
Мы называем первые несколько секунд контакта «приветствие». Приветствие разбивается на пять частей: Раскрытие — Глаз — Сигнал — Салют! — Изучение. Эти пять действий составляют программу приветствия, которую следует выполнить при первой встрече. 
Раскрытие. Первая часть приветствия - вы раскрываете свое отношение и показываете свое тело. Для того чтобы эта работа была выполнена успешно, вы должны всегда иметь позитивный настрой и быть уверенными, что, правда, за вами. Это время возникновения истинного ощущения и его осознания. Следите за тем, чтобы язык вашего тела показывал собеседнику, что вы открыты. Если ваше позиция правильна, то она сама позаботится о себе. Настройте ваше сердце непосредственно на сердце того человека, с которым вы проводите встречу. Не закрывайте ваше сердце кистями или руками, если возможно, то расстегните вашу куртку или пальто. 
Глаз. Вторая часть встречи включает наши глаза. Постарайтесь первым взглянуть в глаза собеседнику. Смотрите вашему новому знакомому прямо в глаза. Сделайте так, чтобы ваши глаза выражали ваше доброжелательное отношение к собеседнику. Усвойте очевидную истину: встреча глазами — это реальный контакт! 
Сигнал. Эта часть тесно связана с контактом глазами. Взгляд! Он должен предшествовать улыбке. Пусть ваша улыбка выразит ваше внутреннее отношение.

Межнациональные особенности. 
Интересно, что в каждой стране наряду с повсеместно принятыми, распространенными жестами существуют свои невербальные средства коммуникации, закрепленные в культуре и по-своему интерпретируемые. Это особенно важно учитывать, занимаясь подготовкой деловых переговоров с клиентами — представителями других стран. 
Нередко один и тот же жест у разных народов может иметь не только различное, но и прямо противоположное значение. 
Так, если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, можно самому оказаться в глупом положении. Поскольку в Голландии этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. 
Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец — на нос. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. 
В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца, указывая на два кофе или две порции чего-либо — это жесткое оскорбление, подобное плевку в лицо. 
Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и представители многих других народов сообщают нам, что у них все в порядке — «о’кей». Но этот же жест в Японии используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии, служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. 
Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии служит знаком отрицания. 
Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. Но то же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма. 
Француз или итальянец, если считает какую-либо идею глупой, выразительно стучит по своей голове. Немец шлепает себя ладонью по лбу, как бы этим говоря: «Да ты с ума сошел». А британец или испанец этим же жестом показывает, как он доволен собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону указывает на то, что у человека, с которым он в данный момент разговаривает, «не все в порядке с головой». 
Наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если же он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторожно», «Этим людям нельзя доверять». 
Постукивание итальянцем указательным пальцем по носу означает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Но этот же жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», а в Англии — конспирацию и секретность. 
Движение пальца из стороны в сторону в США, Италии может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голландии этот жест означает отказ. И если надо жестом сопроводить выговор, то указательным пальцем водят из стороны в сторону около головы. 
Мы в общении не придаем особого значения левой или правой руке. Но будьте осторожны на Ближнем Востоке: не вздумайте кому-либо протянуть деньги или подарок левой рукой. Этим вы можете нанести оскорбление собеседнику. 
Вообще в любой культуре жесты неискренности связаны, как правило, с левой рукой, поскольку правая рука — «окультурена», она делает то, что надо, а левая — то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, не являясь при этом левшой, есть большая вероятность того, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему.  
У народов различных культур существуют разные представления об оптимальных расстояниях между собеседниками. Так, немцы обычно ведут разговор стоя на расстоянии не ближе 60 сантиметров друг от друга. В отличие от арабов, для которых это слишком большое расстояние для общения.  
Наблюдая за беседой незнакомых людей, например араба и немца, можно увидеть, как первый все время стремится приблизиться к собеседнику, в то время как второй делает шаг назад, увеличивая расстояние для общения. И если спросить немца, какое впечатление производит на него араб, он скорее всего отметит, что тот излишне настойчив и претендует на установление близких отношений. А араб наверняка охарактеризует своего собеседника как высокомерного и надменного человека. И оба таким образом ошибутся в своем мнении, поскольку при разговоре у каждого из них была невольно нарушена приемлемая дистанция для общения. 
 
То же касается и восприятия пространства. Так, американцы привыкли работать в больших помещениях при открытых дверях. Открытый кабинет, по их представлению, означает, что человек на месте и ему нечего скрывать. Не случайно небоскребы в Нью-Йорке целиком построены из стекла и просматриваются насквозь: там все — от директора фирмы до посыльного — постоянно на виду. И это создает у служащих вполне определенный стереотип поведения, вызывая ощущение, что «все сообща делают одно общее дело». 
У немцев подобное рабочее помещение вызовет лишь недоумение. Немецкие традиционные формы организации рабочего пространства — принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными (часто двойными) дверями. А распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. 
Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило. 
Американец, когда желает побыть один, уходит в комнату и закрывает за собой дверь. Англичанин же с детства не привык пользоваться пространством, для того чтобы отгородиться от других. Несовпадение взглядов на использование пространства приводит к тому, что чем больше американец замыкается в пространстве в присутствии англичанина, тем тот настойчивее пытается выяснить, все ли в порядке. 
Различные народы весьма по-разному используют и взгляд в общении. Занимавшиеся этим вопросом этнопсихологи условно разделили человеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В «контактных» культурах взгляд при разговоре и общении имеет огромное значение, впрочем, как и близкое расстояние между собеседниками. К таким культурам относятся арабы, латиноамериканцы, народы юга Европы. Ко второй группе, условно «неконтактных», относятся индийцы, пакистанцы, японцы и североевропейцы. 
Так, шведы, разговаривая, смотрят друг на друга чаще, чем англичане. Японцы при разговоре смотрят на шею собеседника, прямой взгляд в лицо, по их понятиям, невежлив. А у других народов, например, у арабов, наоборот, считается необходимым смотреть на того, с кем разговариваешь. Детей учат, что невежливо беседовать с человеком и не смотреть ему в лицо. 
Таким образом, человек, мало смотрящий на собеседника, кажется представителям контактных культур неискренним и холодным, а «неконтактному» собеседнику «контактный» кажется навязчивым, бестактным и даже нахальным. Однако у большинства народов существует неписаный закон, своего рода табу, запрещающий в упор рассматривать другого человека, особенно незнакомого.
 

Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание: 
Симметрия.  
Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно. Как рекомендация: использовать обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку, если они включаются попеременно.

Широта.  
Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20-30-100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты.  
Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее как о неуверенном. 
Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Отрывайте локти от боков!  
Законченность.  
Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей – почему-то не идет! Или чаще – движение вроде родилось, начало развиваться, но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Некрасиво. Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки!  
Открытость. 
То, что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке. Как рекомендация – спокойно делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы, по крайней мере, 50% жестов были открытыми). 
Жесты-паразиты.  
Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка, подбородка, когда слишком часто поправляют очки... верчение какого-то предмета в руках.Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?  
Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале.
 

Основные  коммуникационные жесты  и их происхождение.

Коммуникативные жесты интернациональны – для  всего мира они одинаковы. Если человек сердится – у него сердитый взгляд. Когда человек счастлив – он улыбается или его лицо "светится".

Кивок «да» почти  во всем мире считается согласием, одобрением. А, поскольку этот жест используется слепыми и глухонемыми людьми, можно смело считать этот жест врожденным. Может также являться универсальным, изобретенным в детстве, жест покачивания головой для обозначения отрицания или несогласия.

Происхождение некоторых жестов есть возможность  отследить на примере из нашего давнего  прошлого. Оскал зубов при нападении на противника сейчас используется человеком нынешним при злобной улыбке или проявлении враждебности. Изначально улыбка была символом угрозы, устрашения, но в нынешнее время вместе с жестами дружелюбия символизирует доброжелательность либо удовольствие.

Жест пожимания  плечами очень универсальный  и означает непонимания, незнания сути вопроса. Развернутые ладони, поднятые брови и поднятые плечи – вот  компоненты, из которых состоит этот жест. 

«Невербалика» одной нации отличается от невербального языка другой нации, равно как и вербальные языки отличаются друг от друга, в зависимости от типа культур.

В то время как  какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию  у одной нации, у другого народа он может обозначать или ничего или, того хуже, иметь прямо противоположное значение.

Жесты и типы личности. 
В принципе люди давно поняли, что для результативного общения понимать и чувствовать собеседника нужно, и делать это можно по-разному. В частности, известно, что “тайные мысли” и настроение другого человека можно “прочитать” еще и по его позам и жестам.  
На эту тему достаточно написано книг, и наиболее известная у нас на сегодняшний день – книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”. У этой книги есть лишь два слабых места: во-первых, она написана на “импортном материале”, и многие упомянутые там жесты в нашем обществе не так распространены (или имеют другой смысл). А некоторых “наших» жестов в книге не хватает. И второе, более существенное – Пиз не учитывает, что люди разных типов личности один и тот же жест могут трактовать по-разному. И прежде чем вы будете “читать”, что в глубине души думает о вас тот или иной ваш собеседник, хорошо бы определиться, на каком конкретно “языке” он говорит. 
 
Жесты прихорашивания – поправление волос, женская демонстрация запястья, мужское поправление галстука и т.д. практически однозначно считаются признаками интимного расположения к собеседнику (собеседнице) и даже сексуального призыва. Однако у демонстративных личностей такие жесты обозначают, прежде всего, попытку привлечь внимание к своей особе или просто постоянную заботу о своей внешности. Независимо от того, есть ли кто вокруг, демонстративные женщины постоянно встряхивают волосами, облизывают губы и т.п. – и в их исполнении это значит не “ты мне нравишься”, а “посмотри, как я хороша!”  
А о галстуке мужском вообще отдельный разговор. Демонстративные мужчины, поправляя его узел, чаще всего просто хотят привлечь именно к галстуку внимание своей собеседницы: чтобы она оценила рисунок, фактуру, цвет и т.п. А она так же ошибочно предположит, что мужчина, таким образом, подает ей сексуальные сигналы… Приземленный мужчина, в свою очередь, будет озабочен лишь тем, чтобы его галстук находится строго по центру – причем поправлять этот галстук он будет в основном на пороге кабинета начальника. А Сомневающийся мужчина, поправляя галстук, может выдать собеседнику лишь соматизацию своего внутреннего напряжения: ему просто буквально стало душно от тех слов, что пришлось услышать! 
 
Жест “переплетенные пальцы”, особенно полураскрытыми ладонями к себе. Общепринятое толкование всей группы “переплетенных” жестов – скрытая вражда, внутренне отрицательное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное. Однако такое прочтение верно, пожалуй, только для демонстративного типа. Но с другой стороны - такой жест весьма характерен для сомневающихся людей, особенно выступающих на публике. Представьте, как оценят такого лектора слушатели, начитавшиеся Пиза? А на самом деле сомневающийся всего лишь держит перед собой своего рода “виртуальную шпаргалку” – недаром этот жест еще иногда называют “раскрытой книгой”. И жест этот в его исполнении значит, что он говорит довольно важные вещи и хочет, чтобы его правильно поняли. И еще одно возможное его толкование такого жеста во время выступления – подчеркнуть, что в его речи присутствует определенная логическая связь. Именно ее символом и являются в данном случае скрещенные пальцы! 
 
Для эстетствующего подобный жест и вовсе ничего не значит: ведь его руки постоянно болтаются сами по себе. Поэтому во время важной беседы он может просто сцепить пальцы, чтобы руки ему не мешали. А для непосредственного сцепленные пальцы – чаще всего переадресация агрессии (и значит это, что ему ваши слова или действия не просто активно не нравятся, а он готов тут же на месте вас удавить). 
 
Жест “скрещенные на груди руки” (так называемая поза Наполеона) принято трактовать как барьер, попытку отгородиться от окружающих. Это тоже не совсем верно. Скажем, нередко именно таким жестом демонстративная или непосредственная дама приподнимает и словно выставляет вперед свою грудь. Но демонстративная это делает затем, чтобы привлечь к этой зоне тела внимание собеседника (то есть фактически в ее исполнении это именно жест сексуального призыва, а никакой не барьер), а непосредственная таким образом может обозначать и агрессию, и готовность к “нападению”! 
 
“Жест волейболиста” – поднятые перед грудью или лицом обе руки, развернутые ладонями к собеседнику, относится вроде бы к группе “жестов доброй воли” – в частности, по общепринятому толкованию раскрытые ладони, направленные к собеседнику, означают всяческое миролюбие. Понятно, что это сложилось исторически – люди таким образом демонстрировали, что в руках нет оружия.… Но вот нередко для приземленного типа этот жест обозначает именно отгораживание, барьер, а иногда и откровенную просьбу “пойти подальше” – мол, аудиенция закончена.… Или: “Ну хорошо, хорошо, я согласен с вами, только оставьте меня в покое…” Остается только посочувствовать доверчивому просителю, который и вправду сочтет этот жест за признак миролюбия и согласия… 
 
Собирание несуществующих ворсинок с одежды во время беседы Пиз толкует как признак скрытого несогласия с услышанным, неприятие этой информации – во всяком случае, как эмоционально значимую реакцию на слова собеседника. Однако скажем, в исполнении демонстративного типа это действие может обозначать лишь откровенную скуку и полное безразличие к тому, что говорится. А приземленный тип, как правило, в принципе озабочен тем, чтобы его одежда всегда была безукоризненно аккуратной. И даже во время самой увлекательной беседы он может углядеть на себе несуществующие пылинки и начать их снимать, забыв обо всем. А потом обидится, если его спросят, с чем он не согласен. 
 
Копирование жестов собеседника принято расценивать как желание найти общий язык, признак стремления пойти навстречу, достигнуть согласия. В принципе это верно. Именно поэтому демонстративные личности бессознательно “отзеркаливают” реакции собеседника (причем не только жесты, но и эмоции, и точку зрения, и тому подобное) - чтобы быть окружающим особенно приятными. Да и приземленный, желая угодить начальству, копирует его жесты – как и привычки, и увлечения; правда, делает это, в отличие от демонстративного, осознанно, и даже тратит на это некоторый труд. Однако следует учесть, что человеку, жесты и позы которого при переговорах вы повторяете, это копирование может быть не так уж приятно. Скажем, если ваш собеседник – сомневающийся, то он может расценить это как издевательство или насмешку с вашей стороны. Мол, что это вы дразнитесь?! А непосредственный в принципе негативно относится к проявлению собственных качеств у других людей – в том числе и собственных жестов. 
 
Жеста “поправление одежды на собеседнике” у Пиза нет – возможно, потому, что в американской культуре это считается неприличным. Однако у нас это сплошь и рядом: скажем, разновидность такого жеста – взять собеседника за пуговицу. Трансакция этого проста – желание взять на “короткий поводок” или вообще показать: “Я твой отец (мать), значит, я имею над тобой власть” (не говоря уже о том, что поправляя на собеседнике одежду, вы так или иначе подходите к нему слишком близко, вторгаясь в зону его интимного пространства, и он чувствует себя перед вами беззащитным). Чаще всего это делают приземленные личности, которые по сути своей стремятся к власти. Так, приземленный начальник запросто может взять подчиненного и за пуговицу, и за лацкан пиджака, - причем не панибратски, а именно властно. А приземленная жена при всем народе может поправить мужу галстук или, извините, проверит, застегнута ли до конца у него молния на брюках – это тоже бессознательное заявление “Я твоя мама, я тобой руковожу, слушайся меня”. 
 
А вот демонстративный тип таких вещей делать, как правило, не будет – ему просто может быть приятно, что у собеседника внешность не в порядке (и значит, сам он выглядит лучше). Деятельный же не пропустит ни одной “накладки” в одежде даже незнакомого человека – причем способен в на битом транспорте громко сказать “Женщина, у вас дыра на колготках!” А вот сомневающийся, увидев непорядок в одежде собеседника, станет эту же вещь поправлять на себе. Так что если ваш визави вдруг начал проверять узел галстука (или ваша собеседница стала срочно вытирать несуществующие потеки туши под глазами), обратите внимание: все ли у вас в порядке?
 

Информация о работе Невербальное общение