Нетрадиционные образовательно-воспитательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение нетрадиционных образовательно-воспитательных систем.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
определить понятие и сущность образовательно-воспитательных систем;
рассмотреть особенности неформальных систем образования и тенденции ее развития в различных странах;
исследовать систему нетрадиционных форм обучения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность образовательно-воспитательных систем 4
2. Особенности неформальных систем образования и тенденции ее развития в различных странах 6
3. Система нетрадиционных форм обучения 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     В Австрии довольно широко распространены полные и неполные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства.  

     Значительное  место занимает сектор католических частных школ с их традиционно  высоким уровнем обучения и нравственного  воспитания. Как видим, австрийские  учащиеся имеют довольно широкий  выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями, а также местными требованиями. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее старшие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.   

     В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы - до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые  различаются главным образом  по своей структуре. К первому  типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной школы, где дети учатся с б до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14-18лет.   

     Ко  второму типу относятся трехступенчатые  школы, в которых начальная школа  охватывает детей 6-12 лет, неполно-средняя - 12-15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15-18 лет.  

     Третий  тип школы также имеет три  ступени, но с другими сроками  обучения на каждой из них. В начальной  школе учатся дети 6-10, в неполно-средней - 10-14 и в средней - от 14 до 18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обучения.  

     з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX-XII классах в качестве обязательных являются два предмета - английский язык и физическое воспитание. Так, в школе «Ньютон Hope» на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам: 
физическое воспитание, кроме общей физической подготовки, - аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.; 
родной язык - факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.; 
иностранные языки - французский, испанский, русский, немецкий, итальянский, латинский, китайский; общественные науки - мировая история, Европа с 1450 г. до настоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общество, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.; домоводство - продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.   

     Для того чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 - по английскому языку, 5 - по биологии, 5 -- по физике, 15 - по общественным паукам, 10 -- по математике, 5 - по музыке, изобразительному искусству и т.д.  

     В других школах этот выбор охватывает до ЯОО предметов, обязательными  же считаются только два - английский язык и математика. Понятно, что в  частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.  

     и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе «Ньютон Hope» учебные занятия в педелю составляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.  

     к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.2  

     Поскольку требования общества к повышению  уровня образования и культуры населения  постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться. 

3.Система нетрадиционных форм обучения

     Перед современной школой встают социальные задачи. В этих условиях усилия методической науки и учителей направляются на поиски путей дальнейшего совершенствования  урока химии.

     Опыт  показывает, что активными формы и методы становятся тогда, когда активизируют учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся, повышая качество и все это на основе повышения познавательного интереса.

     В качестве первоочередных направлений  работы учителя определены следующие:

     - создание единой для учителя  и ученика системы целей и  задач обучения и воспитания, соответствующих требованиям сегодняшнего  дня и каждому этапу обучения;

     - устранения из школы авторитарного  стиля, демократизация управления  школой и учебно-воспитательным процессом, создание в учебном заведении атмосферы сотворчества, сотрудничества;

     - разработка широкого арсенала  методических приемов, использующих  как традиционные, так и новаторские  подходы к проведению различных  форм занятий.

     На  современном этапе школа становится творческой лабораторией. Именно гуманизация является ключевой задачей народного образования. Речь идет, во-первых, о радикальной перестройке (об очеловечивании) учащегося, о его превращении из запоминающего устройства в активного участника событий, происходящих в системе «наука-образование», со всеми его индивидуальными человеческими способностями и достоинствами. Во-вторых, речь идет о превращении педагога из передаточного механизма, действия которого запрограммированы учебной программой и учебником и поэтому скованны и отчуждены от личности учащегося в человека в высшей степени благородными качествами, в увлеченного и увлекающего за собой следопыта и естествоиспытателя и настоящего инженера человеческих душ.

     Нетрадиционные  формы обучения отличаются от традиционных тем, что они построены на игре. Для того, чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителями химии, биологии заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс.3

     Введение  новых программ требует от учителя  совершенствования форм организации  учебно-воспитательного процесса, использования  их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечено: «Наряду с уроком – основной формой учебного процесса - шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».4

     Эта задача может быть решена и через  усиление обучающей работы учителя  на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке; переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний; доказывать, что химия – царица естествознания.

     В игре раскрываются творческие способности  личности. Без игры нет и не может  быть полноценного умственного развития. Именно в игре ребенку легче всего  проявить свои способности и творческую активность. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком. Познавательные игры расширяют кругозор, закрепляют знания, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства. 
При организации нетрадиционных форм в виде игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.

     В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, воспитанию у учащихся наблюдательности, обновленности суждений, привычке к самопроверке. 5

     Динамическое  развитие научно – технического потенциала общества, экспоненциальное нарастание объема информации в системе предметного  знания сопряжены с быстрым обесцениванием многих представлений и практических умений, приобретенных в процессе обучения. В этих условиях начинает обнаруживаться недостаточная эффективность традиционной модели информационного обучения, где критерий усвоения учебного материала – способность воспроизвести его в той же форме, в которой мы предъявляем. Жесткий автоматизм приобретаемых навыков, еще недавно столь ценимый стал обнаруживать себя как « барьер прошлого опыта», «неспособность к переносу», «ригидность мышления». Возникла крайне актуальная проблема переориентации учебного процесса на методы, максимально стимулирующие самостоятельность и не шаблонность мышления ученика.

     Среди различных форм активизации учебного процесса центральное место принадлежит  проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить». Усвоение научной информации в рамках такого вида обучения, хотя и обеспечивает ее большую подвижность, но не всегда гарантирует необходимую гибкость складывающихся у ученика предметных представлений, готовность распознавать нестандартную ситуацию. Дело в том, что «проблемность» в обучении представлена в большей степени на начальных этапах усвоения принципиально нового материала и в меньшей – на этапе практического применения полученных знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В этой связи значительные перспективы, на мой взгляд, открывает широкое  использование в практике нетрадиционных форм обучения, методы которых возникли и сформировались в психологии, прежде всего как диагностические процедуры для оценки уровня сформированности основных мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, выделение существенных признаков, аналогия, классификация, абстрагирование. Поздние приемы развития мышления стали использоваться для диагностики уровня усвоения материала по какой либо теме в форме игры.

     Игры  могут проводиться в течении  целого урока или его фрагмента. Ролевая игра требует использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущества ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности учащихся:

     - необычность и занимательность  содержания, формы игры и игровых  действий;

     - получение практического или  общественно значимого знания;

     - большая активность обучаемых;

     - ориентация на обязательную личную  познавательную или практическую роль каждого участника игры;

     - экономия времени обучения за  счет положительного эмоционального  настроя учащихся и повышения  у них скорости познавательных  процессов. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2008.
  2. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005.
  3. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2009.
  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  5. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
  6. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2003.   
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий»,2005.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2008.
  9. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. СПб.: Речь, 2006.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
  11. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2009.

Информация о работе Нетрадиционные образовательно-воспитательные системы