Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:55, доклад
Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (чтения, правописания, математики, общения). Понятие НО не должно отождествляться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения*.
Однако и здесь,
несмотря на однозначность полученных
результатов, свидетельствующих в
пользу наследственной природы Д, интерпретироваться
они должны осторожно. Дело в том,
что среди близнецов СНЧ
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
ТРАНСМИССИИ СНЧ И РЕЗУЛЬТАТЫ
АНАЛИЗА СЦЕПЛЕНИЯ
Попытки тестировать
генетические гипотезы о типе наследования
СНЧ не дали согласованных результатов.
Анализ данных, собранных в исследовании
семей 54 детей, страдающих СНЧ, привел
к предположению, что СНЧ
передается по сцепленному
с полом рецессивному
типу наследования
[421]. Другое исследование 65 семей детей-дислекси-ков
привело к заключению, что наиболее
вероятный тип наследования —
аутосомно-доминантный с
В семьях с высокой
концентрацией дислексиков был
применен метод анализа сцепления
в надежде определить место в
геноме человека, где находится ген
Д. Исследователи целенаправленно
отобрали семьи с высокой частотой
СНЧ, чтобы минимизировать гетерогенность
исследуемого фенотипа. Результаты показали
сцепление между исследуемыми признаками
и гетероморфным участком хромосомы
15 [281]. Однако даже в таких, специально
отобранных семьях были получены свидетельства
о гетерогенности СНЧ. Так, в одной
родословной тип Д, передающийся
по наследству, не был сцеплен с
предполагаемым участком хромосомы 15,
т.е. этиологически этот тип Д
отличался от ее типов в других
семьях.
Недавние исследования,
проведенные с использованием большого
количества семей дислексиков двумя
независимыми группами [229, 281], дали результаты,
также позволяющие предполагать
существование связей между фенотипом
СНЧ и генетическими маркёрами
на хромосоме 15. Кроме того, были найдены
новые, хотя и недостаточно убедительные,
свидетельства сцепления СНЧ
и маркёров на хромосомах 6, 13 и 14. Хотя
основной вывод из этих работ заключается
в необходимости дополнительных
исследований, наличие пусть даже
недостаточно убедительных пока свидетельств
сцепления является серьезным аргументом
в защиту гипотезы наследственного
характера СНЧ.
Как уже отмечалось,
одна из серьезных проблем, возникающих
на пути исследователя генетики психических
нарушений, заключается именно в
гетерогенности исследуемых признаков.
Исследуя эту гетерогенность, ученые
выдвинули гипотезу, согласно которой
в различных семьях наследуются
различные типы Д.
Например, в одном
из исследований [281] изучалась 21 семья
с высокой плотностью СНЧ. Авторы
классифицировали членов семьи, принявших
участие в исследовании, как:
□
дислексиков преимущественно аудиторных,
если история болезни и результаты
тестирования свидетельствовали
о фонетических ошибках, ошибках
правописания и серьезных пунктуационных
ошибках;
□
дислексиков преимущественно визуальных,
если анализ и результаты тестирования
обнаруживали ошибки правописания
при отсутствии
пунктуационных ошибок
и повышенную сложность в усвоении
материала при использовании
письменного или визуального
способов его представления;
□
дислексиков смешанного типа,
если члены семьи подходили под
характеристики обоих предыдущих типов.
В результате 11 пробандов
были классифицированы как визуально-пре-доминантные
и 3 — как смешанные дислексики.
Большинство исследованных
Были найдены и
другие свидетельства того, что разные
типы Д передаются по наследству в
разных семьях [286 и др.]. Так, например,
семьи, у которых отмечено сцепление
с маркёрами на 15-й хромосоме,
характеризуются языково-
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ДИСЛЕКСИИ СРЕДИ ПРОБАНДОВ
Несмотря на то что
новейшие исследования не подтверждают
предыдущие сведения о половых различиях
в частоте встречаемости Д
многие ученые и педагоги по-прежнему
верят в то, что большинство
индивидуумов, страдающих СНЧ, — мальчики
и мужчины. Несколько исследователей
высказали предположение, что СНЧ
может представлять собой признак
с так называемым зависимым от
пола порогом, определяющим выраженность
этой черты [231, 286]. Если генетический
механизм признака определяет его дифференциальную
выраженность у представителей разных
полов, то риск для родственников должен
зависеть от пола пробанда. Однако исследования
не обнаружили такой закономерности.
Если половые различия
по частоте встречаемости Д не
связаны с генетической передачей
СНЧ, то можно предположить, что есть
несколько других причин, приводящих
к их существованию. Во-первых, социальная
и школьная среда может быть менее
требовательна к девочкам, что, в
результате, может привести к «смягченности»
фенотипа (несмотря на наличие генетической
предрасположенности) у представителей
женского пола. В случае если это
предположение правильно, мы должны
наблюдать различия в конкордантности
у монозиготных близнецов мужского
и женского пола. Однако было показано
[188], что конкордантность для
Другое объяснение
половых различий может вытекать
из предположения, что процесс
полового созревания и взросления
у мальчиков
и девочек по-разному
взаимодействует с генетической
предрасположенностью к Д. Предположительно
характеристики этого взаимодействия
приводят к развитию у мальчиков
более серьезных проблем, чем
у девочек.
Итак, результаты близнецовых
и семейных исследований аутизма
подтверждают сформулированную ранее
гипотезу о его преимущественно
генетической этиологии. Кроме того,
они позволяют сделать
Данные близнецовых
и семейных исследований синдрома гиперактивности
и дефицита внимания однозначно указывают
на существенный генетический вклад
в формирование индивидуальных различий
по этому признаку. Усредненная оценка
коэффициента наследуемости СДВГ составляет
примерно 70%.
Исследования убедительно
показали, что и дислексия (специфическая
неспособность к чтению) — признак,
передающийся по наследству, и что
частично развитие и проявление дислексии
может быть объяснено генетическими
влияниями. Однако, несмотря на разнообразие
и количество тестированных моделей,
путь генетической передачи Д все
еще не определен. Авторы одной из
наиболее широко распространенных гипотез
предполагают аутосомно-доминантный
способ передачи СНЧ, характеризующийся
редуцированной и определяемой полом
пе-нетрантностъю. Проблемы, связанные
с точной диагностикой, и возможная
генетическая и этиологическая гетерогенность
сильно осложняют формирование наших
представлений о процессе формирования
СНЧ. Психогенетические