Нервный субстрат мотивации. Принцип доминанты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Мотивация - это активное состояние мозговых структур, или системно-организованное возбуждение центральной нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Действия эти либо ориентированы наследственно (инстинкт), либо закреплены опытом (условные рефлексы). Мотивация не сводятся к одному лишь самосохранению. Живые системы в известных пределах активно нарушают достигнутое уравновешивание с окружающей средой, например в случаях исследовательского поведения при освоении новых территорий, не связанном с недостатком пищи или перенаселением, при перестройке внутристайных отношений и т.п.

Содержание

1. нервный субстрат мотивации………………………………………3-4
2. Принцип доминанты………………………………………..……….4-7
3. Схема безусловного рефлекса………………………………….…….8

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

       1. нервный субстрат мотивации………………………………………3-4

       2. Принцип доминанты………………………………………..……….4-7

       3. Схема безусловного рефлекса………………………………….…….8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. нервный субстрат  мотивации  

       Мотивация - это активное состояние мозговых структур, или системно-организованное возбуждение центральной нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Действия эти либо ориентированы наследственно (инстинкт), либо закреплены опытом (условные рефлексы). Мотивация не сводятся к одному лишь самосохранению. Живые системы в известных пределах активно нарушают достигнутое уравновешивание с окружающей средой, например в случаях исследовательского поведения при освоении новых территорий, не связанном с недостатком пищи или перенаселением, при перестройке внутристайных отношений и т.п. Важная роль в мотивации подобного типа принадлежит нервному аппарату эмоций. Различают:

       - индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза - голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. п.;

       - групповые - забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т.п.;

       - познавательные - исследовательское поведение, игровая деятельность и т.д.

       Классифицирующим принципом служит контур обратной связи, регулирующей данную мотивацию: внутри индивидуума в случае утоления голода и жажды; через взаимодействие с др. особями, включая детёнышей; через процесс развития, закрепляющий, модифицирующий или отвергающий тот или иной мотив. Многие мотивации содержат компоненты, относящиеся к разным группам. Например, половая мотивация, связанная с гормональными перестройками внутри организма, может реализоваться только путём взаимодействия с др. особями и существенно зависит от их поведения.

       Сведения  о мозговом субстрате, реализующем  ту или иную мотивацию, пока ограничены. Разработана нейрофизиология наиболее элементарных мотиваций - голода, жажды, избегания боли, полового влечения. Нервным субстратом этих мотиваций служат широко разветвлённые системы, элементы которых локализуются во многих отделах мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма, как и действие внешних стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, который активирует те или иные структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующей потребности.

       Потребности вида, группы, сообщества, принципиально  не выводимые из потребностей отдельные  особи, представлены в мозгу живых  существ в виде мотивации индивидуального поведения типа родительского инстинкта, исследовательской активности, реагирования на сигналы, исходящие от других особей, и т.п. К нервному субстрату мотивации такого рода, помимо гипоталамуса, принадлежат некоторые ядра миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению мотивации высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и творчество. Одновременно наблюдается растормаживание элементарных мотивации 
 

       2. Принцип доминанты 

       По Ухтомскому Принцип Доминанты лежит в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, включая сложные социальные образования.

       Доминанта - это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной, т.е. доминирующей, а все остальные потребности поэтому оказываются как бы второстепенными и подчиненными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавленной. Т.е., происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Этой цели подчиняется вся текущая деятельность организма, т.е. формируется доминанта. По достижении цели мгновенно выявляется новая доминанта. Она может быть одной из тех, которые не смогли себя реализовать до этого момента. Все доминанты сохраняются в памяти, обогащая жизненный опыт, и при необходимости наиболее подходящая (или наиболее сильная, или чаще используемая) доминанта становиться ведущей с поправками на обстоятельства.

       Все поведение человека, его работа, страсти и творчество основаны на конкуренции разных доминант. При этом доминанты высшего порядка служат фундаментом и движущим фактором всех установок и побуждений. Принцип доминанты выявляет физиологические механизмы активного поведения человека, его духовности, стремления к знаниям, преодолению трудностей.

       Именно доминанта, как «рабочий орган мозга» и как фактор поведения и мышления, по Ухтомскому, естественно объединяет понятия о духовном и физическом человеке. Этот принцип научно объясняет разные уровни системной организации психофизиологических процессов: низшие, организменные, бессознательные и высшие, сознательные, мыслительные, включая интуицию как проявление «рецепции высшего порядка».

       Экспериментально  доказано, что на определенной стадии развития доминанта мозга изменяет все процессы в организме – энергообменные, биохимические, вегетативные и т.д., поэтому изучение этих и др. показателей бессмысленно, если оно проводится вне связи с одновременным выявлением доминантных состояний мозга человека.

       Учение о доминанте позволило научно объяснить связь психических и физиологических процессов не только через органы чувств, но и прежде всего посредством речи. По Ухтомскому, это не просто способ общения людей, но мощный путь воздействия на все процессы в организме. Слова и их образы – самые мощные доминанты.

       Доминантный механизм работы мозга обеспечивает естественную потребность в новых знаниях. Значит, активный способ обучения через мышление должен стать методологической основой построения педагогического процесса. А.А.Ухтомский полагал, что «мысль внутри себя имеет самообеспечение», повышает работоспособность мозга. В процессе размышления ускоряется запоминание, растет емкость памяти. Пассивное же запоминание ограничено гораздо более узкими рамками как по объему, так и по времени усвоения потока информации. В этом – особенность работы мозга: при отсутствии яркого и стойкого доминантного очага возбуждения, создающегося мышлением, длящийся поток информации быстро затормаживает, дезактивирует нейроны мозга. Пассивное запоминание не сделает знания прочными, не разовьет способность творчески их использовать.

       Творческий доминантный  способ обучения прежде всего затруднен  в условиях чрезмерной многопредметности, приводящей к излишней конкуренции разнонаправленных доминант, не дающей возможности для нормальной эволюции развития каждой из них. Необходимо оптимальное ограничение количества предметов, изучаемых в одном семестре. При этом необходимо оптимальное комплексное объединение дисциплин, предусматривающее своевременный процесс взаимопроникновения понятий смежных курсов на основе закона подкрепления доминанты. Этот закон наиболее ярко выражен на определенных стадиях эволюции каждой из доминант – фазе генерализации. В то же время интересов должно быть достаточно много. Знания, навыки, понятия не должны закосневать, изолированно самоутверждаться – это путь изоляции нейронных ансамблей, снижающий творческий потенциал мозга.

       В своем развитии доминанта проходит три стадии:

       Первая  стадия - доминанта возникает под  влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

       Вторая  стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества  действующих возбуждений доминанта  выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты"

       Третья  стадия - между доминантой и внешним  раздражителем устанавливается  прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять  ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Схема безусловного рефлекса 

Информация о работе Нервный субстрат мотивации. Принцип доминанты