Неординарные возможности и способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.09 Кб (Скачать)

    При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

    Применительно к массовым профессиям материально-производственного труда структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом.

    Общечеловеческие  способности — в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).

    Общие способности — "родовые" разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

    Специальные способности — требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

Задатки и склонности

    Советские психологи считают (Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

    Природные предпосылки способности стоят  в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или  зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

    Иными словами, под задатками следует  понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

    Задатки несут в себе возможности для  развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот  почему так важно как можно  раньше выявить задатки детей, с  тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

    Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями  структуры мозга, в первую очередь  с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются  на характере процессов отражения  и поведения личности.

    Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

    Склонности - это первый и наиболее ранний признак  зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении  ребенка, ( или взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

    Наряду  с истинной склонностью имеется  и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

    Задатки также проявляются в легкой восприимчивости  и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

    Итак, способности представляют сплав  природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

Заключение

    Из  рассмотренного материала можно  сделать выводы о том, что способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально - психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

    В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые  операции или способы действия, посредством  которых эта деятельность осуществляется.

    При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь  между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

    О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способным и одаренным обычно называют человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Поэтому считают, что  лучшая работа одних и более слабая других - явление не случайное, а  обусловленное способностями.

Список  использованной литературы

  1. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Вест, 2003.
  2. Александров Ю.И. Психофизиология. М.: Гардарики, 2005.
  3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АиСТ 2006.
  4. Немов Р.С. Психология. М.: Гелан, 2000.

2

Информация о работе Неординарные возможности и способности человека