Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:23, доклад
При упоминании о «пожилых людях», «стариках», «престарелых», «ветеранах» зачастую возникают негативные ассоциации. Дело в том, что на наше отношение к старости влияют стереотипы, навязанные нам обществом. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. (я имею в виду негативные стереотипы) Ведь сложно поспорить с тем, как в наши дни распространено мнение о том, что пожилые люди - это бесполезные, интеллектуально деградирующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают её. В
Роль стереотипов
При упоминании о «пожилых людях», «стариках», «престарелых», «ветеранах» зачастую возникают негативные ассоциации. Дело в том, что на наше отношение к старости влияют стереотипы, навязанные нам обществом. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. (я имею в виду негативные стереотипы) Ведь сложно поспорить с тем, как в наши дни распространено мнение о том, что пожилые люди - это бесполезные, интеллектуально деградирующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают её. Вследствие, многие пожилые усваивают эти стереотипы, снижают собственную самооценку, опасаясь подтвердить отрицательные шаблоны». Это было замечено более 100 лет назад, например, у А. П. Чехова в его произведении «Мужики», есть такой отрывок: «Бабка любила лечиться и часто ездила в больницу, где говорила, что ей не 70, а 58 лет; она полагала, что если доктор узнает ее настоящие годы, то не станет ее лечить и скажет, что ей впору умирать, а не лечиться».
В специальной литературе, посвященной проблемам пожилого возраста, психологический дискомфорт, депрессия, одиночество и хронические заболевания чаще всего предстают «неотъемлемыми атрибутами» позднего периода жизни. Вот, например, как описывается состояние одинокого пожилого человека: «Жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложненных в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия». Разумеется чтение подобной литературы не может не породить стойкие негативные стереотипы позднего возраста у тех, кто стремится понять этот период жизни.
Но ведь депрессия бывает и адаптивной: понимание, обретенное в период депрессивной бездеятельности, может в будущем обернуться более эффективными стратегиями взаимодействия с миром.
Бытует мнение, что со старшим возрастом связаны только негативные изменения личности. Из статьи в статью кочуют «обобщенные портреты» пожилых людей и «типологии старости», которые зачастую при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными и ничего не дают ни для развития науки, ни для пожилых людей, ни для психологических и социальных служб, призванных оказывать им профессиональную помощь. Вот свежий пример из учебного пособия по психологии старости: «У пожилых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценка, неуверенность в себе и недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными пессимистами. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными» и т. д. Эта цитата из работы советского психиатра Е. Авербуха начала 60-х годов ХХ века дается без комментариев — как будто за прошедшие 45 лет не изменились ни люди, ни страна, ни социальные условия, ни научные подходы к проблеме! Естественно, я не отрицаю такую специфику личностных особенностей пожилых людей, тем не менее у медали всегда есть обратная сторона.
По-моему, абсолютно неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Справедливо пишет В.Франкл: «Человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, пускай даже физическая сила при этом слабеет».
На мой взгляд, всё зависит от нашего собственного восприятия пожилого человека. Если предвосхищая общение с бабушкой или дедушкой мы рисуем в своём сознании образ ворчливого, брюзгливого и вечно недовольного человека, то впоследствии в разговоре, из всех его личностных особенностей нам будут бросаться в глаза именно негативные черты. Если же работая над собой, воспитывать в себе терпимость, то даже у самого вредного пожилого человека, мы сумеем разглядеть что-то светлое, доброе и тёплое.
Мне кажется, что наша возможность работы с данным контингентом – это грандиозный шанс стать лучше и мудрее. Ведь ежедневное общение с ними – это колоссальный опыт для жизни. Я думаю, что люди старшего поколения учат способности сострадать, сопереживать горестям и самое главное честно радоваться счастью и благополучию другого человека. Увы нам приходится справляться с их недовольствами, порой беспочвенными обвинениями, или даже оскорблениями, однако кроме всего этого они также помогают воспитывать в себе такие качества как наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность и готовность бескорыстно прийти на помощь.
Конечно я не хочу сказать, что в пожилом возрасте не происходит никаких негативных изменений в особенностях личностни, однако я делаю акцент на том, что эти изменения находятся в прямой зависимости от того, как мы сами воспринимаем пожилых людей. В наших силах сделать так, чтобы отрицательные черты личности пожилого человека стали несущественны и малозаметны, достаточно давать им возможность чувствовать свою необходимость, добротой и человеческим участием создавать им такие условия жизни, в которых они не испытывали на себе эти штампы и стереотипы вредного и ворчливого старика или старушки.
Информация о работе Нельзя организовать время, можно организовать себя