Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:30, лекция
Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций.
Задачи. Формировать навык распознавания и принятия негативных эмоций; обучать конструктивному выражению негативных эмоций.
Как выражать негативные эмоции
Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций.
Задачи.
Формировать навык
Ход занятия
Введение.
Вы присутствуйте на конференции по вопросу «Как выражаются негативные эмоции».
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На данной конференции, сейчас вам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас на данной конференции к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя имя, и написать его на бейдже. Я и все члены группы в течение конференции будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя.
Вывешиваются листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес».
Обсуждение.
- Что общего у всех этих понятий (это - эмоции).
- Как вы понимаете понятие «эмоция»? (эмоция - это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно).
- По каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию? (Под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение)
- По каким признакам можно догадаться, какие эмоции испытывают другие, в т.ч. незнакомые люди? (Эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется их настроением и самочувствием).
Основная часть.
Неприятные события в нашей жизни, как правило, сопровождаются негативными эмоциями, такими, как злость, страх, грусть и негативными состояниями, такими, как раздражение, беспомощность, апатия. Кто можете привести пример жизненных ситуаций из своего опыта?
Никому не нравиться переживать эти эмоции и состояния, однако, в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и в чем-то нужна так же, как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Зачем же природа наделила человека этой способностью? (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).
Теперь давайте разделитесь на 3 группы, каждая из которых получит задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая - страх; третья – грусть. На работу вам дается 5 мин. (Далее группы рассказывают о результатах своей работы. Подводится итог обсуждения. Выводы записываются на ватман (на доске):
- злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
- страх сигнализирует об
- грусть побуждает нас задуматься
Обсуждение.
- Что вы делаете, когда испытывают негативные эмоции?
- Стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других, за испытываемые ими негативные эмоции? (Негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении)
- Какие вы знаете приемлемые способы проявления негативных эмоций?
Я хочу вам предложить конструктивный способ выражения злости, познакомить вас с техникой Я-высказывания.
Сравните два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний...» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна...».
Я-высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания, как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда...» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то...», могут обидеть человека.
Давайте с вами потренируемся: я буду передавать мяч каждому по очереди, предлагая типичные ситуации. Вы должны отреагировать, используя Я-высказывания:
- Твой друг опоздал на встречу с тобой...
- Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе мешают...
- Тебе надо успеть доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает...
- Твоя сестра съела твой кусок торта…
- Твой одногруппник забыл принести диск с фильмом, который ты хотел посмотреть вечером с друзьями…
- Твой одноклассник обещал пойти в кино с тобой, но не пришел на встречу…
-
Выход
Наша
конференция подошла к концу.
Я благодарна Вам за внимание, надеюсь,
что данное мероприятие пошло вам на пользу.
И хотелось бы получить от Вас обратную
связь: Кто хочет поделиться своим впечатлением?