Недоразвитие
1.Понятие недоразвития
- Умственная отсталость - стойкое
необратимое нарушение познавательной
деятельности, возникшее в результате
органического поражения головного мозга.
- Олигофрения
- стойкое недоразвитие сложных форм познавательной
деятельности, возникающее в результате
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза,
текущего болезненного процесса при ней
не наблюдается.
- Идиотия - наиболее тяжелая форма УО. Практически
отсутствует речь, психические реакции,
не вырабатываются элементарные навыки.
Снижение всех видов чувствительности.
Движения некоординированы, наблюдаются
стереотипные движения - маятникообразные
раскачивания головой или туловищем. Недееспособны
в правовом отношении.
- Имбецильность - степень УО более легкая по сравнению
с идиотией. Характеризуется недоразвитием
и дефектностью речи. Словарный запас
беден. Наличие грубых дефектов восприятия,
памяти, мышления, моторики, эмоционально-волевой
сферы. Возможно выработать навыки самообслуживания.
- Дебильность
- легкая степень УО. Для решения экспертных
вопросов различает три степени дебильности:
легкую, умеренно выраженную и глубокую
2. Причины недоразвития
- генетические
факторы;
- родовые
травмы;
- повреждения,
которые случились в первые несколько
недель жизни ребенка.
3. Неблагоприятные факторы во время беременности
вызывающие недоразвитие
- Внутриутробные
инфекции: хронические (токсоплазмоз,
листериоз, сифилис, цитомегалия); вирусные
(краснуха, корь, грипп, ветряная оспа)
- Хронические
болезни матери
- Применение
лекарственных препаратов, противопоказанных
к использованию в период беременности
- Нездоровый
образ жизни матери во время беременности
(курение, алкоголизм, наркомания, неправильное
питание)
- Физические
и психические травмы, перенесенные во
время беременности
- Иммунологический
конфликт между матерью и плодом по резус-фактору
или групповым антигенам крови
- Родовые
травмы мозга
- Нейроинфекции
(менингит, менингоэнцефалит)
- Черепно-мозговые
травмы, интоксикации
- Длительная
асфиксия во время родов
- Нарушение
белкового и углеводного нарушения в организме
(фенилкетонурия, галактосемия)
4.Особенности детей, рождённых с недоразвитием
Для детей с умственной
отсталостью, обусловленной тяжелыми
органическими нарушениями центральной
нервной системы, характерны позднее
развитие, психофизический дефект,
выражающийся в нарушениях двигательной
сферы и всех сторон психики, значительном
снижении интеллекта. Эти дети составляют
примерно 14-15 % от общего количества детей
с умственной отсталостью (детей-олигофренов).
5. Недоразвита двигательной сферы
- Выраженное
недоразвитие двигательной сферы обнаруживается
в нарушениях статических и локомоторных
функций, координации, точности и темпа
произвольных движений. Наблюдаются общая
напряженность, синкинезии в лицевой мускулатуре.
- Такие дети
поздно начинают держать голову, сидеть,
стоять, движения у них замедленны, неуклюжи,
они плохо бегают, не умеют прыгать. При
тяжелой умственной отсталости моторная
недостаточность отмечается в 90-100 % случаев.
6. Умственная отсталость тормозного типа
- При умственной
отсталости тормозного типа обращают
на себя внимание бедность, однообразие
движений, резкая их замедленность, вялость,
неловкость, угловатость.
- В случае
преобладания процесса возбуждения отмечается,
напротив, повышенная подвижность, но
движения носят беспорядочный характер,
дети затрудняются производить последовательные,
координированные действия, зачастую
такой ребенок не может самостоятельно
обслужить себя.
- Особенно
затруднены тонкие дифференцированные
движения рук и пальцев.
7. Психолого - педагогические особенности
- Внимание
тяжело умственно отсталых детей всегда
в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво,
дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться.
- Значительные
отклонения обнаруживаются в области
сенсорики. Сенсорное развитие включает
в себя развитие ощущений, восприятий,
представлений, т.е. всю сложную систему
работы анализаторов - от физиологического
приема внешних сигналов периферическими
органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные
точки) до сложной переработки всей поступающей
чувственной информации головным мозгом.
- В мышлении
как и в деятельности: беспорядочность,
бессистемность использования имеющихся
представлений и понятий. Отсутствие или
слабость смысловых связей, трудность
их установления, инертность, узкая конкретность
мышления и чрезвычайная затрудненность
обобщений характерны для их мыслительной
деятельности.
- В тесной
связи с грубыми нарушениями интеллекта
у детей находится глубокое недоразвитие
речи. У некоторых тяжело умственно отсталых
детей речь не возникает и почти не развивается
в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется
жестами, нечленораздельными звуками,
своеобразными словами, в которые они
вкладывают вполне определенный смысл.
Такие аномалии свидетельствуют о глубоких
локальных поражениях речевых зон коры.
- Память
детей данной категории, как логическая,
так и механическая, находится на низком
уровне.
8. Особенности обучения детей с недоразвитием
- Трудности
при обучении детей грамоте и счету. Они
могут научиться чтению, однако осмыслить
текст многие не в состоянии.
- Тяжело
умственно отсталые дети овладевают порядковым
счетом и производят с помощью наглядных
средств арифметические действия, но отвлеченный
счет им, как правило, недоступен.
- Трудности
при решении задач. Они с трудом удерживают
в памяти условие задачи, не могут установить
нужных смысловых связей и соскальзывают
на выполнение отдельных арифметических
действий.
9. Методы коррекции детей с недоразвитием
При обучении умственно отсталых
детей учитываются их возрастные
возможности и индивидуальные особенности.
На каждом этапе выделены основные
направления коррекционной работы,
которые с каждым годом усложняются:
- Развитие
мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. С детьми проводились гимнастика
для пальцев и кистей рук, упражнения с
мелкими и сыпучими материалами, игровые
задания по застегиванию и расстегиванию
различных видов застежек, шнуровке и
т.д.
- Развитие
внимания и зрительного восприятия. Работа
в данном направлении осуществляется
последовательно: детей учили следить
взглядом за перемещением предметов, обучали
различать геометрические формы, воссоздавать
целостное изображение предмета по образцу,
сравнивать и выкладывать по линейке трафареты
различных форм и размеров.
- Формирование
и развитие пространственной ориентировки.
Детей учат сначала ориентироваться на
различных плоскостях (доска, мольберт
и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять
предметы (трафареты), следить за их перемещением
и определять направления движений руки
на листе бумаги.
- Развитие
слухомоторной координации, формирование
взаимосвязи слухового внимания и графического
навыка. Важным здесь было научить детей
воспринимать и дифференцировать предметы
и явления по звуковым характеристикам,
а затем выполнять различные графические
задания.
- Формирование
базовых графических навыков.
10. Этапы развития детей с недоразвитием
ПЕРВЫЙ ЭТАП
- Развитие
движений рук по подражанию действиям
педагога, зрительно -двигательной координации
и предметных действий.
- Развитие
зрительного внимания и зрительного восприятия.
Формирование внимания на предмете, умения
прослеживать взором двигающийся предмет.
- Развитие
пространственной ориентировки: верх-низ.
- Развитие
слухового внимания и слухового восприятия,
слухомоторной координации.
- Формирование
базовых графических умений. Обучение
проводить простые линии-дорожки в заданном
направлении.
11. Этапы развития детей с недоразвитием
ВТОРОЙ ЭТАП
- Совершенствование
развития мелкой моторики, зрительно-двигательной
координации.
- Развитие
зрительного восприятия и зрительного
внимания.
- Совершенствование
ориентировки на листе бумаги.
- Развитие
слухового внимания и слухомоторной координации.
- Формирование
базовых графических навыков.
Коррекционное обучение - это
не просто добавка к общеразвивающей
работе с детьми. Оно выступает как условие
преодоления или сглаживания некоторых
трудностей, возникающих вследствие биологического
нарушения, но, что особенно ценно, оно
лежит в основе формирования личности
дошкольника, имеющего то или иное отклонение
в развитии.