Недоразвитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Умственная отсталость - стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
Олигофрения - стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее в результате поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается.

Работа содержит 1 файл

Недоразвитие.docx

— 20.69 Кб (Скачать)

 

Недоразвитие

1.Понятие недоразвития

  • Умственная отсталость - стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
  • Олигофрения - стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее в результате поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается.
  • Идиотия - наиболее тяжелая форма УО. Практически отсутствует речь, психические реакции, не вырабатываются элементарные навыки. Снижение всех видов чувствительности. Движения некоординированы, наблюдаются стереотипные движения - маятникообразные раскачивания головой или туловищем. Недееспособны в правовом отношении.
  • Имбецильность - степень УО более легкая по сравнению с идиотией. Характеризуется недоразвитием и дефектностью речи. Словарный запас беден. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики, эмоционально-волевой сферы. Возможно выработать навыки самообслуживания.
  • Дебильность - легкая степень УО. Для решения экспертных вопросов различает три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и глубокую

2. Причины недоразвития

  • генетические факторы;
  • родовые травмы;
  • повреждения, которые случились в первые несколько недель жизни ребенка.

3. Неблагоприятные факторы во время беременности вызывающие недоразвитие

  • Внутриутробные инфекции: хронические (токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия); вирусные (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа)
  • Хронические болезни матери
  • Применение лекарственных препаратов, противопоказанных к использованию в период беременности
  • Нездоровый образ жизни матери во время беременности (курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питание)
  • Физические и психические травмы, перенесенные во время беременности
  • Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови
  • Родовые травмы мозга
  • Нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит)
  • Черепно-мозговые травмы, интоксикации
  • Длительная асфиксия во время родов
  • Нарушение белкового и углеводного нарушения в организме (фенилкетонурия, галактосемия)

4.Особенности детей, рождённых с недоразвитием

Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной  нервной системы, характерны позднее  развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Эти дети составляют примерно 14-15 % от общего количества детей  с умственной отсталостью (детей-олигофренов).

5. Недоразвита двигательной сферы

  • Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Наблюдаются общая напряженность, синкинезии в лицевой мускулатуре.
  • Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, движения у них замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100 % случаев.

6. Умственная отсталость тормозного типа

  • При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость.
  • В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят беспорядочный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.
  • Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.

7. Психолого - педагогические особенности

  • Внимание тяжело умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться.
  • Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы анализаторов - от физиологического приема внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом.
  • В мышлении как и в деятельности: беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений характерны для их мыслительной деятельности.
  • В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Такие аномалии свидетельствуют о глубоких локальных поражениях речевых зон коры.
  • Память детей данной категории, как логическая, так и механическая, находится на низком уровне.

8. Особенности обучения детей с недоразвитием

  • Трудности при обучении детей грамоте и счету. Они могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие не в состоянии.
  • Тяжело умственно отсталые дети овладевают порядковым счетом и производят с помощью наглядных средств арифметические действия, но отвлеченный счет им, как правило, недоступен.
  • Трудности при решении задач. Они с трудом удерживают в памяти условие задачи, не могут установить нужных смысловых связей и соскальзывают на выполнение отдельных арифметических действий.

9. Методы коррекции детей с недоразвитием

При обучении умственно отсталых детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:

  • Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
  • Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
  • Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
  • Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
  • Формирование базовых графических навыков.

10. Этапы развития детей с недоразвитием

ПЕРВЫЙ ЭТАП

  • Развитие движений рук по подражанию действиям педагога, зрительно -двигательной координации и предметных действий.
  • Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия. Формирование внимания на предмете, умения прослеживать взором двигающийся предмет.
  • Развитие пространственной ориентировки: верх-низ.
  • Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации.
  • Формирование базовых графических умений. Обучение проводить простые линии-дорожки в заданном направлении.

11. Этапы развития детей с недоразвитием

ВТОРОЙ ЭТАП

  • Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
  • Совершенствование ориентировки на листе бумаги.
  • Развитие слухового внимания и слухомоторной координации.
  • Формирование базовых графических навыков. 

Коррекционное обучение - это  не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии.

 


Информация о работе Недоразвитие