Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:58, реферат
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат, необходимых для деструкции ситуации. По
Часть 1. Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения....................................................................................................
1. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти..................................................................................................................
2. Насилие над детьми.......................................................................................
3. Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность
насилия...............................................................................................................
4. Влияние стресса и негативной эмоциональной
реакции на применение насилия в семье........................................................
Часть 2 Сексуальные оскорбления в семье, их виды, своеобразие и значение................................................................................................
1. Определение понятий сексуального принуждения, попытки изнасилования, изнасилования и сексуального контакта. Виды
сексуальных оскорблений, понятие инцеста..................................................
2. Формы сексуального злоупотребления ребёнком. Зона риска сексуального злоупотребления и типы инцестного взаимодействия.................................................................................................
3. Типы инцестного взаимодействия. Факты,
предрасполагающие семью к инцесту. Характеристики
лиц участвующих в инцесте............................................................................
4. Последствия инцестного взаимодействия.
Понятие травматичной динамики...................................................................
Часть 3. Своеобразие насилия в алкогольной семье......................
1. Влияние алкоголя на агрессивность человека...........................................
2. Насилие в алкогольной семье и особенности алкогольных
семей...................................................................................................................
3. Формы и фазы насилия в алкогольной семье. Типичные особенности жертв семейного насилия и насильников…………………………………...
4. Характерные типы насилия алкогольной семьи........................................
Список литературы…………………………………………………
Реферат по теме
«Насилие в семье».
План.
Часть
1. Насилие в семье, специфические
особенности, виды и значения.................... 1. Понятие
насилия и агрессии. Влияние социальных
норм и общественных ценностей на семейное
насилие и распределение власти........................ 2.
Насилие над детьми............ 3. Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность насилия................... 4. Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции
на применение насилия в семье............... Часть
2 Сексуальные оскорбления в 1. Определение
понятий сексуального сексуальных
оскорблений, понятие инцеста............... 2. Формы
сексуального злоупотребления ребёнком.
Зона риска сексуального злоупотребления
и типы инцестного взаимодействия................ 3. Типы инцестного взаимодействия. Факты, предрасполагающие семью к инцесту. Характеристики лиц участвующих
в инцесте..................... 4. Последствия инцестного взаимодействия. Понятие
травматичной динамики...................... Часть
3. Своеобразие насилия в 1. Влияние
алкоголя на агрессивность 2. Насилие
в алкогольной семье и семей......................... 3. Формы
и фазы насилия в алкогольной
семье. Типичные особенности 4. Характерные
типы насилия алкогольной семьи......................... Список литературы………………………………………………… |
2 2 4 5 8 10 10 10 13 16 19 19 20 23 26 28 |
Часть 1. Насилие в семье, специфические особенности,
виды
и значения.
1. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и
общественных ценностей на семейное насилие и распределение
власти.
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат, необходимых для деструкции ситуации. Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства /3/.
От других стратегий активного разрешения неудовлетворяющих ситуаций агрессия отличается рядом признаков.
Во-первых, агрессия всегда социально адресована: вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже на уровне животных.
Во-вторых, она проявляется как деструктивное воздействие на внешние по отношению к субъекту факторы, в то время как сам субъект и его оценка ситуации остаются неизменными. Все другие стратегии поведения включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.
В-третьих, агрессия обнаруживается как экспансия, расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции ситуации /3/.
Таким образом, под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации
при сохранении постоянного к ней отношения и имеющая целью расширение
возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов /3/.
По мнению Берковца на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть /1/.
Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих
жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе /1/.
Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости
женщин, а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается многочисленными данными исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами /1/.
Мужчина
проявляет особую склонность к занятию
доминирующего положения в
Интересно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия /1/.
В
отношение обоих видов
Также интересно исследование насилия в супружеских парах, проведённое в 1985 году. В нём сравнивался уровень применения насилия для зарегистрированных и незарегистрированных пар, и было выяснено, что последние отличались большей конфликтностью и агрессивностью. Это исследование проводилось для проверки мнения о том, что свидетельство о браке, зачастую, одновременно является свидетельством на право жестокого обращения с женой. Однако, как считают авторы, по результатам исследования брачное свидетельство создаёт большие предпосылки для достижения внутрисемейного компромисса /1/.
Кроме
того, и насилие и агрессия в
семье порождаются, главным образом,
различием в возможностях проявления
власти. Один член семьи, например муж
или отец, имеет возможность заставлять
остальных домочадцев выполнять свою
волю вследствие наличия у него большей
физической силы или существования в обществе
определённых норм поведения. Его жена
и дети не имеют экономических, социальных,
психологических или физических возможностей,
чтобы оказать ему реальное сопротивление.
Это различие в возможностях проявления
власти, вероятно, позволяет доминирующей
в семье личности третировать более слабых
домочадцев, не выполняющих его желании
/1/.
2.
Насилие над детьми.
Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма ограниченные права: в прошлые века отцы и матери могли осуществлять почти неограниченный контроль за действиями своих отпрысков. Так как большинство наших предков были уверены в том, что молодежь склонна к беспорядочной жизни и нуждается в строгом руководстве («недостаточное наказание розгами портит ребенка»), то они всегда были готовы наказать своих детей, если считали их поведение предосудительным /1/.
Хотя сегодняшние законы наделили детей гораздо большими правами и существенно ограничили власть родителей, общество по-прежнему позволяет отцам и матерям в определенных границах применять к своим детям меры физического воздействия. Согласно результатам опроса Харриса (Harris Poll), проведенного в конце 1988 года, 86% американцев одобрительно отозвались о применении телесных наказаний дома. Школьные учителя, в основной своей массе, также не возражают против такого «воспитательного» средства /1/.
Согласно данным Альфреда Кадушина и Джудит Мартин, (Alfred Kaduchin & Judith Martin) /3/, две трети учителей начальных школ, опрошенных в 1972 году Национальной ассоциацией образования (НАО), положительно отнеслись к использованию телесных наказаний в школе, а половина всех учителей, участвовавших в последнем опросе другого исследователя, также высказалась за предоставление им права наказывать, таким образом, непослушных учеников /1/.
Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми /1/.
В 1985 году по данным Берковец /1/, более 2% американских детей в возрасте от 15 до 17 лет получали от родителей такие серьёзные удары, которые позволяли считать их подвергшимися насилию и примерно 11% детей родители били каким-то предметом. Это можно объяснить тем, что большинство детей при этом совершили какие-либо предосудительные проступки и около 60% взрослых были уверены в оправданности использованных мер физического воздействия /1/.
Внутренний смысл этих результатов представляется весьма интересным. Так как многие американцы считают, что наказание непослушных детей является нормальным явлением, то они не рассматривают себя в качестве лиц, совершающих насилие, в тот момент, когда бьют ребенка, нарушающего родительские запреты. Большинство из них даже не воспринимают в качестве насилия те жестокие наказания, которые применяли к ним в детстве их собственные родители. «Насилие», по мнению таких людей, противозаконно, однако оправданные шлепки и подзатыльники представляют собой нормальное явление. Хотя вполне очевидно, что плохое обращение должно перейти определенные границы, чтобы рассматриваться в качестве насилия, которое обычно трактуется, как действия, вызывающие физическое повреждение или же способные его вызвать /1/.
Однако, несмотря на то что общественные нормы и различия в возможностях проявления власти, несомненно, способствуют применению насилия в семье, в большинстве случаев более важным является агрессивное подведение индивида, чем просто социальные нормы, декларирующие главенствующее положение мужчины в доме /1/.
Результаты
показывают, что одни и те же факторы,
которые объясняют жестокое обращение
с детьми и избиение жены, объясняют
также применение обычного телесного
наказания или минимального физического
насилия в отношениях между супругами.
Таким образом оказывается,
что насилие всегда остается насилием,
вне зависимости от степени
его жестокости и вне зависимости от того,
является ли оно определенным образом
узаконенным (как в случае телесного наказания)
или незаконным (как в случае проявления
жестокости в отношении детей или при
избиении жены) /1/.