Нарушения памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:09, доклад

Описание работы

Нарушения памяти — наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Самые разнообразные нарушения психической деятельности могут маскироваться под кажущимися расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, волевой, эмоциональной сфер. Бывает так, что пациенты жалуются на нарушения функции памяти, тогда как экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) этого не подтверждает.

Работа содержит 1 файл

Нарушения памяти.docx

— 23.10 Кб (Скачать)

Нарушения памяти.  

Нарушения памяти — наиболее часто встречающаяся  клиническая проблема. Самые разнообразные  нарушения психической деятельности могут маскироваться под кажущимися расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, волевой, эмоциональной сфер. Бывает так, что пациенты жалуются на нарушения функции памяти, тогда как экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) этого не подтверждает. И наоборот, в ЭПИ имеются данные о мнестических нарушениях, а в профессиональной деятельности эти нарушения не проявляются (например, когда работа связана с актуализацией ручных навыков и работа осуществляется автоматически, без необходимости запоминания деталей конкретной ситуации — оперативная память не задействована, а задействована только долговременная). Все это подтверждает значимость функционального подхода к решению проблемы мнестических нарушений (нарушения функций памяти — запоминания, сохранения и воспроизведения) и анализа этой проблемы с точки зрения строения памяти, динамики мнестических процессов и мотивации.

Главными  функциями человеческой памяти являются целенаправленное запоминание, сохранение и произвольное воспроизведение  информации. Запоминание связано  с нейрофизиологическим процессом  консолидации — закрепления кода информации о каком-либо событии  или факте. С точки зрения современной  физиологии памяти, кодирование информации протекает следующим образом: восприятие — сличение с образцом в долговременной памяти — узнавание/неузнавание — образование временных кодов в кратковременной памяти под регулирующим воздействием избирательного внимания — консолидация нового кода в долговременной памяти /21/. Сначала в мозге сохраняется некоторое число следов восприятия, отобранных вниманием. Эти следы сравниваются с уже имеющимися кодами — энграммами, т. е. следами памяти, сформированными в результате жизненного опыта. Если событие «узнано», то происходит «обновление» имеющегося кода и устанавливаются новые комплексные связи, в результате чего возникает новый код кратковременной памяти. Если событие «не узнано», то также создается комплексный код из различных компонентов воспринятой информации. Новые коды удерживаются в кратковременной памяти, пока они включены в определенную операцию, а затем либо исчезают, либо включаются в кодированном виде в какую-либо систему познавательных связей («консолидируются»), переходя из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, взаимодействие кратковременной и  долговременной памяти при запоминании  носит не линейный, а перемежающийся характер, когда взаимодействие все  время затрагивает разные компоненты воспринимаемой информации. Чем сложнее  и сильнее будут связаны в  процессе запоминания различные  временные коды об одном и том  же событии, чем сильнее эмоциональный  фон запоминания, тем медленнее  происходит забывание. Существенную роль в запоминании играет логическая организация материала.

Запоминание имеет не только произвольный, связанный  с концентрацией внимания характер, но и непроизвольный, связанный с  доминирующей мотивацией.

Сохранение  информации — плохо изученный  процесс. Известно, что хранение информации не предусматривает сохранения ее полноты  и неизменности: информация претерпевает изменения в процессе хранения, связанные  с влиянием мышления. Как следствие  в процессе сохранения информация всегда трансформируется или деформируется.

Произвольное  воспроизведение информации связано  с выделением необходимых сведений из всего хранящегося в памяти материала под влиянием мотивирующего  фактора (необходимости), когда человек  активно выбирает из всего массива  данных только нужные компоненты, «вытормаживая» побочные образы и факты. При воспроизведении информация также может деформироваться в результате сочетания с новыми впечатлениями.

При рассмотрении клинических нарушений памяти необходимо придерживаться разделения памяти как  психической функции на два типа: декларативную и процедурную  память.

Под декларативной(эксплицитной) памятью понимается произвольная память на события и объекты. Она локализуется в медиальных частях височных долей, включая гиппокампальную область, а также энториальную, парагиппокампальную кору и ядра таламуса (медиодорсальные и передние).

Под процедурной(имплицитной) памятью понимается память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может протекать без участия сознания и воли. Она локализуется в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.

Нарушения памяти практически всегда затрагивают  декларативную, а не процедурную  память. В обыденном смысле под  памятью тоже понимается именно декларативная  память.

Еще одним  пунктом, необходимым для понимания  клинических нарушений памяти, следует  признать разделение памяти по характеру  запоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (автобиографическую).

Семантическая память— это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть — целое». 

Эпизодическая память представляет собой форму  памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и  как была получена эта информация.

В норме  запоминанию подвергается семантическая  информация, тогда как эпизодическая  по мере временного дистанцирования от события утрачивается. В случае нарушений памяти изменяется соотношение процессов консолидации семантической и эпизодической информации: эпизодическая доминирует или «мешает» воспроизведению основной информации.

В целом  при нарушениях памяти речь идет о  нарушениях сохранения, поиска и установления функциональных связей между различными кодами информации о событиях и объектах. Поскольку память тесно связана  с речью, мышлением, восприятием, эмоциями и произвольными действиями, то ее нарушения бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим  диагностическим критерием в  распознании некоторых острых и  хронических психических заболеваний. Специфические нарушения памяти могут свидетельствовать о наличии  процессуального психического заболевания, о различных вариантах слабоумия (деменции).

Выделяют  следующие клинические типы нарушений  памяти:

Нарушения памяти  

Дисмнезии  

Парамнезии  

Гипермнезии 

Гипомнезии 

Амнезии 

Псевдореми-нисценции 

Криптомнезии 

Эхомнезии 

Конфабуляции 
 

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти. Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов. Не всегда расстройства памяти (особенно формальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в структуру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.

Гипермнезии— непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).

Гипомнезия— частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др., а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия).

Амнезия—  полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению  к событиям,происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная  — выпадение из памяти событий  до начала (острого периода) болезни  (расстройства); ретроградная амнезия  может возникнуть, например, после  черепно-мозговой травмы;

2) конградная — выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная — утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

По нарушенной функции памяти различают следующие  типы амнезий:

1) фиксационная — на текущие и недавние события;

2) анэкфория — неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая  — сначала наступают трудности  в воспоминании, затем наступает  забывчивость на текущие и  недавние события, потом забываются  все более отдаленные события.  Сначала страдает память времени  совершения отдаленных событий,  а затем страдает память содержания  событий. Сначала — менее организованное  знание (научное, языки). Затем —  многократно случавшиеся события.  Потом забываются факты с сохранением  аффективной памяти. Затем идет  распад праксической памяти — памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:

1) ретардированная — забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время — уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) — нарушения колеблются в течение времени — то возникают, то исчезают /12/;

4) регрессирующая  — амнезия с частичным восстановлением  памяти.

Нарушения динамики мнестических процессов служит не столько индикатором нарушения памяти в узком смысле, сколько признаком истощаемости психики, неустойчивой работоспособности (которая определяется отношением к окружающему и к себе, личностной позицией в ситуации, способностью регуляции поведения, целенаправленностью усилий). Нарушенная динамика успешно корректируется самими пациентами через дополнительные средства опосредования. Нарушения динамики могут быть связаны и с нарушениями аффективной сферы личности.

Амнезии могут  быть обусловлены либо потерей сохраненной  информации при переводе ее из кратковременной  памяти в долговременную, либо ошибками в процессе поиска ситуативно необходимой информации (функционально обусловленными торможениями связи между кодами). Первый тип нарушений памяти (потеря информации) получил название «нарушения памяти типа А» (дегенеративные амнезии). Он вызывается несчастным случаем, физической травмой, интоксикациями, болезнями головного мозга и сосудистыми изменениями в мозге. Дегенеративные процессы разрушают саму материальную основу мнестической функции психики. Основным признаком нарушения типа А является потеря информации.Амнезии типа А получили название «истинных амнезий». Истинные амнезии в клиническом смысле включаютв себя следующие признаки нарушений памяти /21/:

а) сохранный  уровень интеллекта;

б) не затронута  кратковременная память;

в)преобладает антероградный аспект памяти.

Сегодня считается, что при истинных амнезиях чаще всего  нарушается кодирование эпизодической (контекстуальной или автобиографической) информации, сопровождающей информацию о смысле события. Смысловая память в большей степени определяет наше знание о чем-либо, тогда как  эпизодическая память характеризует  именно воспоминание о личных обстоятельствах  этого знания (как оно связано  именно с нами). Этим обстоятельством  можно объяснить парадокс, при  котором человек с истинной амнезией может успешно выполнять задания  теста и запоминать текущую абстрактную  информацию, но не может вспомнить  события из своей жизни.

Информация о работе Нарушения памяти