Нарушение структурно-ролевого аспекта семьи

Автор: Екатерина Прокофьева, 09 Ноября 2010 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений»

Работа содержит 1 файл

семейная психология.docx

— 23.51 Кб (Скачать)

Филиал  НОУ ВПО

«Московский психолого-социальный институт»

 в  городе Барнауле Алтайского края 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

Дисциплина: «Психология семьи» 

Тема: «Нарушение структурно - ролевого аспекта жизнедеятельности семьи» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 4 курса 276 группы

Прокофьева  Екатерина 

Проверил(а):

_____________________

_____________________

_____________________ 
 
 

Барнаул,2010

     Введение 

     Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности  семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего  определенную позицию в системе  общественных и межличностных отношений» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985).

     Понятие «роль» включает в себя также санкции  и нормы. Семейные роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные - это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека (право любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери). Межличностные роли в большей степени зависят от конкретных личностных особенностей семьи (роль любимчика может играть как больной ребенок, так и одаренный). Чтобы семья функционировала должны быть выполнены определенные структурно-ролевые правила. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  нарушения структурно - ролевого аспекта жизнедеятельности семьи 

     Одно  из самых интересных направлений  в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье. Речь идет о межличностных ролях (не конвенциональных), которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Таковы роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» (Barker, 1981).

     В одних случаях один из членов семьи  играет социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других – члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. Нередко оба типа ролей сочетаются между собой: один член семьи выполняет роль, патологизирующую его самого, другой – травмирующую для остальных. Повышенный интерес семейных психотерапевтов самых различных направлений к проблеме патологизирующих ролей не случаен (Richter, 1970).

     Во-первых, патологизирующая роль – яркий пример ситуации, когда индивидуальное нарушение  обусловлено семейным, причем нередко во всей семье в целом. Так, роль семейного «козла отпущения» возникает, прежде всего, потому, что вся семья, испытывающая конфликты и фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки эмоций (Vogel, Bell, 1960).

     Во-вторых, концепция патологизирующих ролей  активно используется для объяснения того, как нарушения семьи порождают  те психические расстройства, которые  наиболее часто попадают в поле зрения психиатров. Многие исследователи используют ее при объяснении этиологии неврозов, декомпенсации психопатий, алкоголизма, острых аффективных реакций (Richter, 1970; Gross, 1974; Minuchin, 1974).

     Была  разработана классификация патологизирующих ролей (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой привело к возникновению патологизирующих ролей, и мотив их возникновения.

     Патологизирующие  роли, связанные с нарушением взаимодействия между семьей и ее социальным окружением. В этом случае семья определенным образом изменяет свои отношения  с соседями, с другими семьями, с родственниками, с государством и т. д., причем эти изменения создают  необходимость в системе патологизирующих ролей. Таковы описанные в литературе «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр» и т. п. (Richter, 1970). В центре «семьи-крепости» – человек с психическими нарушениями, которые выражаются в склонности к параноическим реакциям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы заставить других членов разделить свои представления: «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений: возникают межличностные роли «вождя» и «его соратников в борьбе». Эти роли могут оказаться патологизирующими, так как при наличии члена семьи с параноическими реакциями они закрепляют и усугубляют эти нарушения и усиливают нервно-психическое напряжение у «соратников».

     Мотивы, которые побуждают одного из членов семьи подталкивать ее к развитию системы патологизирующих ролей, разнообразны. Это может быть маскировка определенных личностных недостатков – стремление защитить неустойчивую самооценку вопреки  этим недостаткам (так происходит в  семье с «антисексуальной идеологией»). Другой мотив – это стремление удовлетворить какие-то потребности, противоречащие нравственным представлениям человека и всей семьи (мотивом для создания «семьи-крепости» может стать стремление к безраздельному господству в семье).

     Патологизирующие  роли, не связанные с нарушением взаимодействия между семьей и ее социальным окружением. Поводом для  возникновения патологизирующих ролей  могут стать изменившиеся представления  об одном из членов семьи (он же чаще всего оказывается жертвой) или  о задачах семьи по отношению  к одному или нескольким ее членам. В этом случае общая схема перехода к патологизирующим ролям такова: у одного из членов семьи имеется  психическое расстройство, и он прямо  или косвенно меняет представления  семьи о каком-то другом ее члене, что ведет к такой перестройке  ролей, при которой нарушение  «перемещается» на второго члена  семьи. Симптомы психического нарушения  у первого члена семьи ослабевают или даже исчезают, зато у другого  появляются. Нередко при этом излечение  последнего ведет к возвращению  заболевания у первого.

     Мотивы  возникновения патологизирующих ролей  такого типа различны. Это:

     ● психологические проблемы, появляющиеся в том случае, когда у одного из членов семьи существуют сильные  потребности, несовместимые с его  представлением о себе: агрессия, садизм, стремление привлекать к себе внимание (Richter, 1970);

     ● «замещающее удовлетворение потребностей». В этом случае причиной перехода к  патологизирующим ролям становится стремление удовлетворить собственную  потребность с помощью другого. Травматизирующая роль – «ребенок-вундеркинд», «ребенок – надежда семьи» – нередко связана со стремлением родителей удовлетворить собственные нереализованные потребности путем замещения;

     ● влияние механизма проекции на возникновение  патологизирующих ролей. Механизм проекции заключается в «неосознанном  наделении другого человека присущими  данной личности мотивами, чертами  и свойствами» (Петровский, Ярошевский, 1985). С точки зрения концепции патологизирующих ролей интерес представляют случаи, когда один член семьи не только приписывает собственные недостатки другому, но и использует свое влияние для того, чтобы добиться изменения семейных ролей. В результате его усилий другой член семьи действительно приобретает «необходимый» недостаток;

     ● патологизирующие роли могут возникать  под влиянием желания избавиться от давления собственных нравственных норм. Это роли «опекуна» («спасителя») и «опекаемого» («спасаемого»). Эти  роли обеспечивают псевдорешение психологического конфликта между потребностью и нравственными нормами новым способом: передав функции социального контроля над проявлениями «запретного влечения» другому человеку;

     ● психологическое сопротивление  членов семьи принятию патологизирующей роли. Как видно из описания патологизирующих ролей, один из членов семьи заинтересован в их появлении – тем сильнее, чем острее и болезненнее его проблема. Для других членов семьи этот переход обычно означает усиление напряжения и снижает удовлетворенность жизнью семьи. Кроме того, он требует искаженных представлений об окружающей социальной действительности («все против нас», «кругом царит разврат») или об отдельных членах семьи («он – закоренелый хулиган», «у него необыкновенные таланты»). Переход к «защитному», искажающему действительность представлению о мире сталкивается с навыком реального восприятия действительности. Нелегко поверить, что весь мир настроен враждебно, если член семьи ясно видит, что это не так.

     Все это создает значительное сопротивление  членов семьи переходу к системе  патологизирующих ролей. Дополнительным источником сопротивления является и то, что во многих случаях члены  семьи осознают возможность злоупотребления  потенциальной ролью в эгоистических  интересах;

     ● доминирование члена семьи, заинтересованного  в переходе к системе патологизирующих ролей. Для того чтобы, вопреки сопротивлению, в семье все же появились патологизирующие роли, нужно, чтобы у человека, заинтересованного  в этом, был немалый перевес  в возможности воздействовать на других членов семьи, на их поведение, чувства, мысли. Чем выше авторитет  данного человека в семье, тем  больше зависимость семьи от него; чем выше его волевые качества, тем вероятнее, что, несмотря на сопротивление, патологизирующие социальные роли все  же будут приняты.

     Ключевой  факт тут – это основное представление, которое надо исказить для перехода к патологизирующим ролям. Для сформирования  «семьи-крепости» нужно, чтобы все  ее члены признали, что все действительно  настроены против них. Для того чтобы  начала действовать роль «мать тяжелобольной  девочки», и отец, и мать должны поверить, что болезнь на самом деле очень  серьезна. Супруга или мать, взявшие  на себя роль «опекуна», должна поверить в возможность спасти алкоголика с помощью контроля над его  поведением. Нередко ключевым фактом является то, что одному из членов семьи  приписывают определенное качество. Так, подростка необходимо считать  «агрессивным», чтобы отец начал  относиться к нему соответствующим  образом. В любом случае ключевой факт – это тот факт, искажение  которого имеет решающее значение для  развития нарушения ролевой структуры. 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод 

     Таким образом, патологизирующая роль – следствие  взаимодействия ряда факторов. Необходимо, чтобы в семье существовали неудовлетворенные  потребности; чтобы в репертуаре «потенциальных ролей» семьи нашлась  такая роль, которая обеспечила бы возможность «легально» удовлетворить  «нелегальную» потребность; чтобы  человек, заинтересованный в переходе к системе патологизирующих ролей, пользовался достаточно сильным  влиянием для преодоления сопротивления. Патологизирующая роль опирается в  семье на целый ряд свойств  – отсутствие (либо сознательное устранение в ходе семейной психотерапии) любого из них ведет к тому, что патологизирующая роль становится невозможной. Например, ослабление влияния члена семьи, заинтересованного в системе  патологизирующих ролей, ослабляет  или разрушает всю эту систему. Аналогичного эффекта можно достичь  при усилении сопротивления членов семьи или при ослаблении влечения, несовместимого с нравственными  представлениями индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
  2. http://www.semya-rastet.ru/razd/vidy_semejjnykh_sojuzov

Информация о работе Нарушение структурно-ролевого аспекта семьи