Автор: Екатерина Прокофьева, 09 Ноября 2010 в 20:03, контрольная работа
Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений»
Филиал НОУ ВПО
«Московский психолого-социальный институт»
в
городе Барнауле Алтайского
Контрольная
работа
Дисциплина: «Психология
семьи»
Тема: «Нарушение
структурно - ролевого аспекта жизнедеятельности
семьи»
Выполнила:
студентка 4 курса 276 группы
Прокофьева
Екатерина
Проверил(а):
_____________________
_____________________
_____________________
Барнаул,2010
Введение
Для
выполнения семейных функций необходима
определенная организация семьи. Конкретной
социально-психологической
Понятие
«роль» включает в себя также санкции
и нормы. Семейные роли делятся на
конвенциональные и межличностные. Конвенциональные
- это роли, определенные правом, моралью,
традицией для любого человека (право
любой матери по отношению к детям и детей
по отношению к матери). Межличностные
роли в большей степени зависят от конкретных
личностных особенностей семьи (роль любимчика
может играть как больной ребенок, так
и одаренный). Чтобы семья функционировала
должны быть выполнены определенные структурно-ролевые
правила.
Характеристика
нарушения структурно -
ролевого аспекта жизнедеятельности
семьи
Одно из самых интересных направлений в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье. Речь идет о межличностных ролях (не конвенциональных), которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Таковы роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» (Barker, 1981).
В одних случаях один из членов семьи играет социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других – члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. Нередко оба типа ролей сочетаются между собой: один член семьи выполняет роль, патологизирующую его самого, другой – травмирующую для остальных. Повышенный интерес семейных психотерапевтов самых различных направлений к проблеме патологизирующих ролей не случаен (Richter, 1970).
Во-первых, патологизирующая роль – яркий пример ситуации, когда индивидуальное нарушение обусловлено семейным, причем нередко во всей семье в целом. Так, роль семейного «козла отпущения» возникает, прежде всего, потому, что вся семья, испытывающая конфликты и фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки эмоций (Vogel, Bell, 1960).
Во-вторых, концепция патологизирующих ролей активно используется для объяснения того, как нарушения семьи порождают те психические расстройства, которые наиболее часто попадают в поле зрения психиатров. Многие исследователи используют ее при объяснении этиологии неврозов, декомпенсации психопатий, алкоголизма, острых аффективных реакций (Richter, 1970; Gross, 1974; Minuchin, 1974).
Была
разработана классификация
Патологизирующие
роли, связанные с нарушением взаимодействия
между семьей и ее социальным окружением.
В этом случае семья определенным
образом изменяет свои отношения
с соседями, с другими семьями,
с родственниками, с государством
и т. д., причем эти изменения создают
необходимость в системе
Мотивы, которые побуждают одного из членов семьи подталкивать ее к развитию системы патологизирующих ролей, разнообразны. Это может быть маскировка определенных личностных недостатков – стремление защитить неустойчивую самооценку вопреки этим недостаткам (так происходит в семье с «антисексуальной идеологией»). Другой мотив – это стремление удовлетворить какие-то потребности, противоречащие нравственным представлениям человека и всей семьи (мотивом для создания «семьи-крепости» может стать стремление к безраздельному господству в семье).
Патологизирующие
роли, не связанные с нарушением
взаимодействия между семьей и ее
социальным окружением. Поводом для
возникновения патологизирующих ролей
могут стать изменившиеся представления
об одном из членов семьи (он же чаще
всего оказывается жертвой) или
о задачах семьи по отношению
к одному или нескольким ее членам.
В этом случае общая схема перехода
к патологизирующим ролям такова:
у одного из членов семьи имеется
психическое расстройство, и он прямо
или косвенно меняет представления
семьи о каком-то другом ее члене,
что ведет к такой перестройке
ролей, при которой нарушение
«перемещается» на второго члена
семьи. Симптомы психического нарушения
у первого члена семьи
Мотивы возникновения патологизирующих ролей такого типа различны. Это:
● психологические проблемы, появляющиеся в том случае, когда у одного из членов семьи существуют сильные потребности, несовместимые с его представлением о себе: агрессия, садизм, стремление привлекать к себе внимание (Richter, 1970);
● «замещающее удовлетворение потребностей». В этом случае причиной перехода к патологизирующим ролям становится стремление удовлетворить собственную потребность с помощью другого. Травматизирующая роль – «ребенок-вундеркинд», «ребенок – надежда семьи» – нередко связана со стремлением родителей удовлетворить собственные нереализованные потребности путем замещения;
● влияние механизма проекции на возникновение патологизирующих ролей. Механизм проекции заключается в «неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами» (Петровский, Ярошевский, 1985). С точки зрения концепции патологизирующих ролей интерес представляют случаи, когда один член семьи не только приписывает собственные недостатки другому, но и использует свое влияние для того, чтобы добиться изменения семейных ролей. В результате его усилий другой член семьи действительно приобретает «необходимый» недостаток;
● патологизирующие роли могут возникать под влиянием желания избавиться от давления собственных нравственных норм. Это роли «опекуна» («спасителя») и «опекаемого» («спасаемого»). Эти роли обеспечивают псевдорешение психологического конфликта между потребностью и нравственными нормами новым способом: передав функции социального контроля над проявлениями «запретного влечения» другому человеку;
● психологическое сопротивление членов семьи принятию патологизирующей роли. Как видно из описания патологизирующих ролей, один из членов семьи заинтересован в их появлении – тем сильнее, чем острее и болезненнее его проблема. Для других членов семьи этот переход обычно означает усиление напряжения и снижает удовлетворенность жизнью семьи. Кроме того, он требует искаженных представлений об окружающей социальной действительности («все против нас», «кругом царит разврат») или об отдельных членах семьи («он – закоренелый хулиган», «у него необыкновенные таланты»). Переход к «защитному», искажающему действительность представлению о мире сталкивается с навыком реального восприятия действительности. Нелегко поверить, что весь мир настроен враждебно, если член семьи ясно видит, что это не так.
Все
это создает значительное сопротивление
членов семьи переходу к системе
патологизирующих ролей. Дополнительным
источником сопротивления является
и то, что во многих случаях члены
семьи осознают возможность злоупотребления
потенциальной ролью в
● доминирование члена семьи, заинтересованного в переходе к системе патологизирующих ролей. Для того чтобы, вопреки сопротивлению, в семье все же появились патологизирующие роли, нужно, чтобы у человека, заинтересованного в этом, был немалый перевес в возможности воздействовать на других членов семьи, на их поведение, чувства, мысли. Чем выше авторитет данного человека в семье, тем больше зависимость семьи от него; чем выше его волевые качества, тем вероятнее, что, несмотря на сопротивление, патологизирующие социальные роли все же будут приняты.
Ключевой
факт тут – это основное представление,
которое надо исказить для перехода
к патологизирующим ролям. Для сформирования
«семьи-крепости» нужно, чтобы все
ее члены признали, что все действительно
настроены против них. Для того чтобы
начала действовать роль «мать тяжелобольной
девочки», и отец, и мать должны поверить,
что болезнь на самом деле очень
серьезна. Супруга или мать, взявшие
на себя роль «опекуна», должна поверить
в возможность спасти алкоголика
с помощью контроля над его
поведением. Нередко ключевым фактом
является то, что одному из членов семьи
приписывают определенное качество.
Так, подростка необходимо считать
«агрессивным», чтобы отец начал
относиться к нему соответствующим
образом. В любом случае ключевой
факт – это тот факт, искажение
которого имеет решающее значение для
развития нарушения ролевой структуры.
Вывод
Таким
образом, патологизирующая роль – следствие
взаимодействия ряда факторов. Необходимо,
чтобы в семье существовали неудовлетворенные
потребности; чтобы в репертуаре
«потенциальных ролей» семьи нашлась
такая роль, которая обеспечила бы
возможность «легально» удовлетворить
«нелегальную» потребность; чтобы
человек, заинтересованный в переходе
к системе патологизирующих ролей,
пользовался достаточно сильным
влиянием для преодоления сопротивления.
Патологизирующая роль опирается в
семье на целый ряд свойств
– отсутствие (либо сознательное устранение
в ходе семейной психотерапии) любого
из них ведет к тому, что патологизирующая
роль становится невозможной. Например,
ослабление влияния члена семьи,
заинтересованного в системе
патологизирующих ролей, ослабляет
или разрушает всю эту систему.
Аналогичного эффекта можно достичь
при усилении сопротивления членов
семьи или при ослаблении влечения,
несовместимого с нравственными
представлениями индивида.
Список
использованных источников
Информация о работе Нарушение структурно-ролевого аспекта семьи