Нарушение памяти и интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Память и интеллект нужны человеку практически постоянно. Эти познавательные процессы лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

Содержание

Введение
Общая характеристика памяти
Патология памяти
Общая характеристика интеллекта
Патология интеллекта
Врожденное слабоумие
Приобретенное слабоумие
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат психопатология.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

К криптомнезиям относится и  так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает не как реальные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в сновидениях.

Некоторые исследователи относят  к парамнезиям и эхомнезии (редублицирующие воспоминания). Это особый вид обмана памяти, при котором события, происходящие в настоящее время, кажутся уже происходившими раньше.

С известной долей условности в  эту группу расстройств относят  и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее. При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. Концентрированное комплексное нарушение памяти особенно выражено при так называемом Корсаковском синдроме.

Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фиксационную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень многих психических заболеваниях, кроме шизофрении.

  1. Общая характеристика интеллекта

Интеллект –  общая способность к познанию и решению проблем. Под интеллектом также понимается система всех познавательных способностей человека (восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект – то, что измеряют тесты интеллекта», - уходил от ответа Альфред Бине, когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других!».

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель  утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников  по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологичных»  тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время  восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после  прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел определил параметры реакций  на раздражители разной силы.

В тестах, которые  были разработаны позже, показателем  эффективности служило время, затраченное  испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее  справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Между тем ученые, разработавшие первые прообразы  современных тестов на интеллект, рассматривали  это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший  в 1939 году первую шкалу интеллекта для  взрослых. Он считал, что «интеллект - это глобальная способность разумно  действовать, рационально мыслить  и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается  как способность индивидуума  адаптироваться к окружающей среде.

Выделяются три  формы интеллектуального поведения:

- Вербальный  интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

- Способность  решать проблемы

- Практический  интеллект (умение добиваться  поставленной цели).

Интеллект — это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию, суждениям, умозаключениям, анализу и синтезу, отделению главного от второстепенного, накоплению знаний и практическому их применению, умение адаптироваться в новой ситуации. Для количественного анализа интеллекта обычно используют понятие IQ (коэффициент умственного развития). Он определяется по формуле: психический возраст делится на хронологический возраст и умножается на 100. Коэффициент взрослого психически здорового человека равняется 90 и выше условным единицам. IQ ниже 70 усл.ед. свидетельствует об определенной степени слабоумия. Показатели коэффициента умственного развития от 70 до 90 свидетельствуют о так называемой пограничной умственной отсталости (чаще как проявление педагогической запущенности).

  1. Патология интеллекта

Интеллект не является самостоятельной  психической функцией – это совокупный результат всех познавательных процессов, а также уровень способностей, потенциальных возможностей человека. Понятие интеллекта также включает возможность творческой самореализации и социально полезной гуманистически направленной деятельности человеческой личности.

 К предпосылкам интеллекта  относятся психические процессы, обеспечивающие восприятие, накопление, хранение информации, а также  анализ приобретенного опыта.  Таким образом, в этом смысле  речь идет о функциях памяти, мышления, речевой деятельности, которые  чаще всего позволяют оценить  интеллектуальные возможности человека.

Количественный уровень интеллекта можно охарактеризовать с помощью  теста IQ (интеллектуальный индекс), который  оценивает общую осведомленность, понимание ситуации, арифметические способности, память, словарный запас, степень развития абстрактного мышления и т.д. Показатели IQ выше 100% свидетельствуют  о высоком интеллекте и опережающем  развитии. В диапазоне от 70 до 90% располагаются  пограничные состояния, соответствующие  низкому интеллекту, которые, однако, не являются патологическими. Показатели ниже 70% свидетельствуют об интеллектуальном недоразвитии. Тем не менее, психометрическое тестирование является достаточно формальной процедурой.

 Более детальные представления  о состоянии интеллектуальной  сферы пациента врач может  составить в процессе беседы. При этом следует обращать  внимание на самые разные стороны  человеческой личности, а также  учитывать возможности диссимулятивного  поведения. При некоторых формах  слабоумия больные могут обладать  достаточным словарным запасом  и сохранять практические навыки, поэтому в разговоре на конкретно-ситуационные  темы можно упустить наличие  расстройств абстрактного мышления  и в целом неправильно оценить  состояние пациента.

 При ряде заболеваний развитие  слабоумия может сопровождаться  нарушением праксиса, по этой причине, оценивая состояние больного в целом, следует обращать внимание на поведенческие стереотипы и двигательные навыки: артикуляцию, способность к письму, изображению простейших фигур, умение пользоваться предметами повседневного обихода.

В мировой психиатрии различают  две основных формы патологии  интеллекта:

    • врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта — олигофрения (малоумие);
    • приобретенное слабоумие — деменция.

Врожденное слабоумие

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени  выраженности олигофрении — идиотия (тяжелое умственное недоразвитие), имбецилъностъ (среднее умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной недостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степень выраженности.

Страдающие идиотией не владеют  речью (могут издавать лишь нечленораздельные  звуки), не способны даже к примитивному труду, они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способны отличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих, даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных раскачиваниях туловища слева направо, взад — вперед. Эмоциональные реакции их весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.

Страдающие идиотией нуждаются  в постоянном надзоре и уходе, так как многие из них не владеют  навыками самообслуживания, они обычно помещаются в особые медицинские  учреждения пожизненно, ибо дома они  не удерживаются в силу особенностей психического недоразвития.

Имбецильностъ — средняя степень задержки психического развития. При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета, умывания, одевания, уборке помещения. Более того, они могут овладеть простейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий (например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталей искусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в пределах 10. Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованием представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно, отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не более 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно простых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся между собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно опекающих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногда используется различными мошенниками и проходимцами для совершения различных правонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной вспомогательной школе для олигофренов.

Дебильность — самая легкая степень психического недоразвития. У дебилов ограничена способность к выработке сложных понятий и обобщений, поэтому у них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Абстрактное мышление им, как правило, недоступно. Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться в массовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый материал они осваивают путем механической зубрежки. В массовой школе они многократно дублируют первые классы, имея многочисленные задолжности по арифметике, и в конце концов все-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрезвычайно важна для страдающих дебильностью адекватная организация труда и быта. При разумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более что у дебилов «умений больше, чем знаний».

Приобретенное слабоумие

Если олигофрены по интеллекту — это «нищие от рождения», то страдающие деменцией — «разорившиеся богачи». Деменция это малоумие, развившееся в результате каких-то заболеваний, при этом отмечается угасание интеллекта. При деменции прежде всего страдает творческое мышление, теряется способность к абстрактным рассуждениям.

По клиническим проявлениям  выделяют органическую, апатическую (шизофреническую) и эпилептическую деменцию.

Органическая деменция выражается в слабоумии, вызванном органическими заболеваниями головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания, атрофический, сифилитический процесс, СПИД, старческие психозы). Органическое слабоумие делится на тотальное (диффузное) и парциальное (частичное, очаговое, дисмнестическое, лакунарное). Тотальное слабоумие проявляется одновременным поражением всех форм познавательной деятельности: мышления, памяти, внимания, чувств и т.д. При этом крайне затруднено или полностью отсутствует образование абстракций, грубо нарушается логическое мышление, резко снижается запас знаний, выражение страдает память (теряется способность запоминать текущие и воспроизводить прошлые события). Утрачивается критика, суждения и поступки становятся нелепыми. Неуклонно ослабевают высшие чувства, теряется критический контроль над низшими, связанными с инстинктами, эмоциями.

Тотальное слабоумие характерно для  прогрессивного паралича, старческого  слабоумия, болезни Пика, некоторых  опухолей головного мозга, тяжелых  черепно-мозговых травм.

Парциальное слабоумие характеризуется  поражением лишь отдельных сторон познавательного  процесса — т. е. памяти и эмоциональной сферы при относительной сохранности критики, высших чувств и навыков социального поведения. Больным трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, могут сохраняться достаточно долго. Критически оценивая состояние своей памяти, они постоянно пользуются записной книжкой, где заранее написан план на целый день. Больные не совершают нелепых действий, их интеллект в основном не страдает, социальные контакты сохранены.

Парциальное слабоумие встречается  при церебросклерозе, гипертонической  болезни, сифилисе мозга.

Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется бездеятельностью, снижением инициативности, характерно прогрессирующее снижение интереса ко всему (за исключением собственной личности), нарастание безволия и углубление аутистической замкнутости. Однако больной периодически может справляться со сложными задачами, это свидетельствует о том, что истинного снижения интеллекта, вероятно, не происходит (так называемая интенсификация инкапсуляции). Относительная сохранность мнестических и интеллектуальных функций тем не менее никак не способствует социально-трудовой адаптации в связи с диссоциацией мыслительных и эмоционально-волевых импульсов, из-за этого больные остаются пассивными, безразличными и беспомощными. Этот вид слабоумия, как следует из его названия, весьма характерен для шизофрении.

Информация о работе Нарушение памяти и интеллекта