Направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:04, аттестационная работа

Описание работы

Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах,
интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.
Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)


Актуальность вопроса. Основные понятия.

 

Сегодня  вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах,

интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.

Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность.

Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел Сергей Леонидович Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Таким образом, он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, которые ориентируют человека на определенное поведение и деятельность, а также достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность личности - смыслообразующий мотив (с) Леонтьев

Направленность личности – доминирующее отношение (с) Мясищев

 

Структура направленности.

 

Перспективы                            Цели и установки                            Побуждения

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существенной характеристикой человека и личности являются потребности, которые выступают как движущая сила человеческих действий и поведения.

Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности и в материальных объектах.

Наиболее простой и часто встречающийся в психологических источниках способ различения потребностей связан с характером предмета. В этой связи выделяют:

 

Биологические (витальные) потребности

(потребность в воде, пище, в воздухе, движении, в одежде, жилище, предметах быта и т.д.).

Социальные потребности

(потребности в общении, дружбе и т.д.).

Духовные потребности

(потребности в познании мира, в получении информации и т.д.).

        

 

 

Американский психолог Абрахам Маслоу создал так называемую «Пирамиду потребностей», в которой иерархически изобразил потребности человека.

 

Где на первом месте физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение)

На втором потребность в безопасности (чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач)

На третьем месте потребность в принадлежности и любви (принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым)

На четвёртом месте потребность в уважении и признании (достижение успеха, одобрение)
На пятом месте потребность в самовыражении (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности)

 

 

Стремление личности к удовлетворению своих потребностей ведет к ее включению в различные сферы и формы деятельности (в условиях Академии – это учебная и общественная деятельность, научная и спортивная деятельность и др.).

 

Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но и придают его поступкам и действиям субъективный смысл.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Он определяет содержание целей и характер действий по их достижению. Например, мотивами поступления во Всероссийскую академию внешней торговли могут быть:

      интерес к профессии менеджера в сфере внешнеэкономической деятельности;

      желание изучать любимые предметы;

      семейные традиции;

      престижность учебного заведения;

Различают мотивы по

      видам деятельности: мотивы общения и игры; учения и профессиональной деятельности

      времени проявления:

постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни)

ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации)

кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

      силе проявления: сильные, умеренные, слабые

      степени устойчивости сильно-, средне- и слабоустойчивые

 

Существуют различные формы мотивов:

отдельные из них носят побудительный характер (влечения, желания, установки, убеждения),

другие - притягательный (интересы, мечты, идеалы),

третьи – запретительный (не имею права, не должен).

Осознание своих мотивов и ценностей приводит личность к постановке определенной цели.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. На основе целей и мотивов у человека формируется  перспектива своей жизнедеятельности. Ценность личности во многом определяется актуальностью, привлекательностью и общественной значимостью ее перспектив

Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

 

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

 

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

-лично на самого собеседника;

-на суть беседы;

-на обстоятельства разговора и т.д.

 

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

 

К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

 

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности.

Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

 

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

 

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

 

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

 

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.

 

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

 

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей. У одних людей мировоззрение складывается стихийно (обыденное мировоззрение), а другие формируют его сознательно (научное мировоззрение). Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений,  принятых в обществе. Основой мировоззрения выступают нравственные принципы и научные знания. Именно они определяют меру понимания человеком природы и общества, социальных отношений и ценностей, его точку зрения на мир и свое место в нем. Мировоззрение отражает окружающую действительность через призму целей и интересов человека.

По-настоящему овладеть мировоззренческими взглядами и сформировать у себя мировоззренческие убеждения можно только в том случае, когда во всех сферах жизнедеятельности человека будет осуществлена «логическая цепочка» (см. рисунок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды направленности

 

1.Личная направленность, которая создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения.

2.Коллективистическая направленность, когда поступки человека побуждаются интересами общества, коллектива, других людей.

3.Деловая направленность. Порождается самой деятельностью, увлечением этой деятельностью (спортом, наукой).

 

 

Качества направленности

 

Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

 

 

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

 

Профессиональная направленность менеджера ВЭО

 

Менеджер внешнеторговой организации, планируя деятельность своего функционального подразделения, организуя бизнес-процессы,  постоянно находится в состоянии принятия решений о том, ЧТО важнее сделать именно в настоящую минуту, ЧЕМУ отдать приоритет, КОГО выбрать исполнителями конкретного задания, КАКИЕ ресурсы необходимы для выполнения задания и т.д. И решая данные вопросы, он, безусловно, должен руководствоваться организационными целями и ценностями компании (отдела, департамента) и собственными мировоззренческими взглядами и убеждениями. При этом знание направленности личности того или иного сотрудника (направленность на себя или направленность на дело) имеет для него важнейшее значение в практической работе с персоналом: от этого зависит эффективность подбора кадров, расстановка и  адаптация новых специалистов, дальнейшее использование сотрудников в процессе совместной деятельности. [1 c.52]

 



Информация о работе Направленность личности