Направления исследований в психологии невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных ис­следователями различных ориентации, на появление специальных журналов (например, «Journal of nonverbal behavior»), психология невербального общения переживает не лучшие времена. Некоторое разочарование, последовавшее за рядом успешных научных акций, свидетельствующих о самостоятельности и значимости невербального общения, наступило в результате ряда неудачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественниками и последователями Ч. Дарвина.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.73 Кб (Скачать)

Направления исследований в психологии невербального общения

 

Несмотря на огромный интерес  к психологии невербального общения  специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных  ис­следователями различных ориентации, на появление специальных журналов (например, «Journal of nonverbal behavior»), психология невербального общения переживает не лучшие времена. Некоторое разочарование, последовавшее за рядом успешных научных акций, свидетельствующих о самостоятельности и значимости невербального общения, наступило в результате ряда неудачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественниками и последователями Ч. Дарвина. Среди этих проблем находится на первом месте проблема, обозначенная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невербальное общение» на отдельные его проявления Критике подвергается сам термин «невербальное», который стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной тт-чутсе, — это понятие «несловесный ялыл». kjho объединяет большой крут явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Короче говоря, все то, что не есть слово.

 

Различные составляющие «несловесного  языка» являются предметом специального обсуждения в соответствующих областях философии, лингвистики, ли­тературоведения, искусствознания, культурологии, психологической науки. Они сообщают категории «невербальное общение» расширительное толкование, сближающее ее с такими категориями, как коммуникация, взаимодействие и т. д., и вводят ее в ранг суперкатегорий, имеющих важное социокультурное значение. Вместе с этим такой подход к трактовке невербального общения размывает предметную область, но не освобождает от необходимости занять определенную позицию, если речь идет о невербальном общении или невербальной коммуникации, или о невербальном поведении, иначе возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов.

 

Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток  формализовать невербальное общение, — это замена терминов «невербальные  коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные  события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), это сведение понятия невербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.

 

Вместе с этими проблемами определения статуса невербального  общения начинает просматриваться  тенденция сведения его к комплексу  разнообразных дви­жений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослаться на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика) , экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отношение к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других. Исходя из этих работ, система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формализованное™ они относятся то к невербальному поведе­нию, то к невербальным коммуникациям.

 

В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий  круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.

 

Как отмечает ряд исследователей, в процессе общения изменяются знания о себе и других, формируются конкретные и обобщенные представления о  ситуациях взаимодействия, о видах  взаимоотношений, о качествах личности, развиваются определенные способности  и социальный интеллект человека. Направление (прогрессивное — регрессивное; деструктивное — конструктивное) развития личности в общении, модальность, знак результатов (позитивные — негативные) и их эмоциональное наполнение определяется многими составляющими общения, среди которых первое место занимают установки, особенности направленности на себя и другого в общении. Исходя из такого подхода к общению, можно  выделить деструктивное и конструктивное невербальное общение (successful — nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально-ориентированное; непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (телевидение, радио). Наряду с такими видами невербального общения можно говорить в соответствии с социально-психологической классификацией общения (установка или вид направленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; нормативность обращения и т. д.), о «примитивном», «мани-пулятивном», «конвенциальном», «доверительном», «деловом» и «личностном» невербальном общении. Безусловно, что классификации невербального общения не исчерпываются только теми, которые приведены выше. Но они свидетельствуют о том, что термин «невербальное общение» включает его различные виды и типы, закономерности функционирования которых могут стать как самостоятельным предметом изучения, так и рассматриваться в рамках, например, психологии манипуляций, деловых отношении, психосемиотики, психологии средств массовой коммуникации, в психологии развития личности и т. д.

 

Анализ имеющейся в  нашем распоряжении литературы позволяет  заключить, что невербальное общение  — это такой вид общения, для  которого является характерным использование  в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого  человека невербального поведения  и невербальных коммуникаций. Из этого  определения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрирован-ности, сложности.

 

Исходя из принятых в отечественной  психологии трактовок общения и  его феноменов, следует подчеркнуть, что наша точка зрения заключается  в том, что невербальное общение  не может быть сведено как к  феномену «невербальные коммуникации», так и к феномену «невербальное  поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в психологии.

 

Путаница в терминах «невербальное  общение» и «невербальные коммуникации»  возникает, во-первых, за счет того, что  в поле зрения отечественных психоло­гов попадают публикации, содержащие в своем названии термин «nonverbal communication», который имеет ряд толкований в англо-американской научной литературе и по многим параметрам не соответствует сформировавшемуся в отечественной психологии понятию «общение». Смысл термина «nonverbal communication», вынесенного в заголовок статьи или монографии, отношение к нему автора можно понять, только исходя из контекста опубликованной работы. Некритическое заимствование термина «невербальные коммуникации», отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психологической практики данное явление.

 

Другой причиной, на наш  взгляд, является существующее в нашей  психологии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т. д.). И если в определенных областях знания такая интерпретация коммуникации играет свою положительную роль, то в конкретных областях психологии применение данного термина — это уход от анализа специфики невербальных коммуникаций, это дань моде, это в конце концов ни к чему не обязывающий термин или понятие, выступающее в роли синонима понятию «общение», но не требующее разъяснений.

 

Еще одной причиной является тот факт, что как отечественная, так и зарубежная психология невербального  общения (коммуникации, поведения) формировалась  как некое противопоставление вербальному  общению, поведению, коммуникации. Отсюда термин «невербальное» не столько существует для того, чтобы очертить область  исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношение к слову.

 

Следует также отметить, что  изучение невербального общения  с точки зрения его коммуникативной  функции долгое время осуществлялось как в нашей психо­логии, так и в западной в контексте речевых коммуникаций, в качестве дополнительного к речевому языку средства — паралингвистика. И если благодаря работам выдающихся психологов (40—70-е годы) статус психологии невербального общения, невербальных коммуникаций, невербального поведения на Запа­де изменился, то в нашей отечественной психологии до сих пор преобладает либо паралингвистический подход, либо лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев.

 

Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоятельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента  автономии остаются его отличия  от вербальных языков. Наиболее полно  особенности невербального языка  как специфического языка общения  описаны американским психологом Р. Харрисоном (236). В качестве критериев анализа невербального языка им выбраны те, с помощью которых характеризуется вербальный язык: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность. Невербальный язык отличается от вербального по этим параметрам тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С точки зрения происхождения обоих языков Р. Харрисон фиксирует то, что невербальный является природным, первичным, правополушарным. Исходя из происхождения обоих языков, он вводит следующие характеристики: когнитивный — аффективный, логический — интуитивный, сознательно употребляемый — неосознанно используемый, целенаправленный — нецеленаправленный, интенциональный — непреднамеренный. С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. К перечисленным осо­бенностям невербального языка следует добавить также и то. что «значительная часть невербальных текстов» вообще не может быть переведена в код какого-либо языка, без существенной потери их смысла для партнеров (41).

 

Кроме этого, в англо-американской литературе наблюдается, по мнению Р. Харрисона, приравнивание понятия «коммуникация» к понятию «передача». Поэтому многих исследователей невербальной коммуникации интересуют ее сигнальные функции и в качестве предмета изучения ими рассматриваются способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слуховые, тактильные, ольфакторные).

 

Исходя из всего вышесказанного, понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие  «невербальные коммуникации». Невербальные ком­муникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно большое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.


Информация о работе Направления исследований в психологии невербального общения