Наиболее актуальные современные проблемы психологической службы специального образования
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:27, реферат
Описание работы
Проблема раннего охвата детей специальной коррекционной помощью. Необходимость раннего начала диагностической и коррекционной работы. Это относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. Зачастую родители обращаются и проблемы обнаруживаются уже в более позднем возрасте, когда сензитивные периоды развития определённых функций уже прошли.
Работа содержит 1 файл
- Проблема
раннего охвата детей специальной коррекционной
помощью. Необходимость раннего начала
диагностической и коррекционной работы.
Это относится к периодам новорожденности,
младенчества и раннего детства, то есть
к возрасту от рождения до 3 лет. Зачастую
родители обращаются и проблемы обнаруживаются
уже в более позднем возрасте, когда сензитивные
периоды развития определённых функций
уже прошли. Однако же именно в раннем
возрасте происходит наиболее интенсивное
формирование и созревание основных структур
мозга, а психика особенно чувствительна
к внешнему воздействию. Эта проблема
объясняется психологической неграмотностью
родителей, недостаточным количеством
специалистов для работы с детьми именно
этого возраста и недостаточной разработанностью
вопросов диагностики, коррекции детей
раннего возраста.
- Недостаточное
количество специалистов для работы с
детьми не только раннего возраста, но
и с детьми других возрастных диапазонов.
В основном педагоги-психологи сконцентрированы
в районных центрах и близлежащих к ним
пунктах. Есть районы, где работают всего
один или два психолога или же их нет совсем.
Естественно, ни детям, ни их родителям,
ни учителям психологическая помощь здесь
не оказывается.
- Качество
специальной профессиональной подготовки
психологических кадров. Зачастую наблюдается
недостаточный уровень подготовки специалистов.
Профессионал должен обладать необходимыми
теоретическими и практическими знаниями.
За относительно короткий срок учёбы психологи
не получают необходимой теоретической
и практической подготовки, многим практическим
психологам не хватает знаний и умений
для работы с детьми с отклонениями
в развитии. Некоторые специалисты приступают
к работе без наличия высшего образования.
- Достаточно
сложен вопрос с материально-техническим
оснащением работы психологов. Во многих
школах специалисты не имеют отдельных
кабинетов и вынуждены отказываться от
индивидуальной работы, которая требует
конфиденциальности, либо проводить её
бессистемно, в то время, когда появится
свободное помещение. Также во многих
учреждениях нет возможности работать
с группой. Мало в каких школах, интернатах
имеются комнаты релаксации (психологической
разгрузки, сенсорные комнаты), помещения
для физиопроцедур.
- Недостаточность
в методическом обеспечении. Психологи
испытывают потребность в лицензионных,
адаптированных психодиагностических
методиках, коррекционно-развивающих
программах. Стоимость же созданных методик
достаточно высока, чтобы приобретать
их за свой счёт.
- Недостаточно
скоординированная и налаженная деятельность
психолога в психологической службы
с другими специалистами: логопедом,
дефектологом, воспитателями, педагогами,
социальными работниками и администрацией
учреждения. Для оказания наиболее эффективной
помощи ребёнку необходимо знать как можно
больше информации о нём, как он себя ведёт
в классе, в свободное время, какие проводились
с ним мероприятия другими специалистами.
Также для выполнения рекомендаций психолога
и осуществления индивидуального сопровождения
ребёнка необходимо тесное сотрудничество
всех специалистов.
- Проблема
дошкольного воспитания детей. Психологические
особенности детей дошкольного возраста
недостаточно изучены, система коррекционной
помощи им несовершенна. Однако именно
в этом возрасте происходит развитие многих
психических процессов, закладываются
основы для дальнейшего развития.
- Ещё одна
проблема – недостаточность сведений
о некоторых категориях детей с отклонениями
в развитии. Прежде всего это дети с
тяжёлыми, множественными, комплексными
нарушениями, с тяжёлыми нарушениями
речи, дети с ранним детским аутизмом,
поведенческими расстройствами. Недостаточность
сведений затрудняет проведение диагностической
и коррекционной работы.
- Недостаточная
разработанность нормативно-правовой
базы, отражающей специальные образовательные
потребности детей с отклонениями в
развитии, а также регламентирующей
деятельность специальных образовательных
учреждений.
- Одна из наиболее
современных проблем – проблема интеграции,
возможности и целесообразности совместного
обучения детей нормы и детей с отклонениями
в развитии.
Информация о работе Наиболее актуальные современные проблемы психологической службы специального образования