Наиболее актуальные современные проблемы психологической службы специального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:27, реферат

Описание работы

Проблема раннего охвата детей специальной коррекционной помощью. Необходимость раннего начала диагностической и коррекционной работы. Это относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. Зачастую родители обращаются и проблемы обнаруживаются уже в более позднем возрасте, когда сензитивные периоды развития определённых функций уже прошли.

Работа содержит 1 файл

Наиболее актуальные современные проблемы психологической службы в специальном образовании.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

    Наиболее  актуальные современные  проблемы психологической  службы в специальном  образовании 

    Можно выделить следующие  проблемы психологической  службы в специальном образовании:

  1. Проблема раннего охвата детей специальной коррекционной помощью. Необходимость раннего начала диагностической и коррекционной работы. Это  относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. Зачастую   родители обращаются и проблемы обнаруживаются  уже в более позднем возрасте, когда сензитивные периоды развития определённых функций уже прошли. Однако же именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, а психика особенно чувствительна к внешнему воздействию. Эта проблема объясняется психологической неграмотностью родителей, недостаточным количеством специалистов для работы с детьми именно этого возраста и недостаточной разработанностью вопросов диагностики, коррекции детей раннего возраста.
  2. Недостаточное количество специалистов для работы с детьми не только раннего возраста, но и с детьми  других возрастных диапазонов. В основном педагоги-психологи сконцентрированы в районных центрах и близлежащих к ним пунктах. Есть районы, где работают всего один или два психолога или же их нет совсем. Естественно, ни детям, ни их родителям, ни учителям психологическая помощь здесь не оказывается.
  3. Качество специальной профессиональной подготовки психологических кадров. Зачастую наблюдается недостаточный уровень подготовки специалистов. Профессионал должен обладать необходимыми  теоретическими и практическими знаниями. За относительно короткий срок учёбы психологи не получают необходимой теоретической и практической подготовки, многим практическим психологам не хватает знаний и умений для работы  с детьми с отклонениями в развитии. Некоторые специалисты приступают к работе без наличия высшего образования.
  4. Достаточно сложен вопрос с материально-техническим оснащением работы психологов. Во многих школах специалисты не имеют отдельных кабинетов и вынуждены отказываться от индивидуальной работы, которая требует конфиденциальности, либо проводить её бессистемно, в то время, когда появится свободное помещение. Также во многих учреждениях нет возможности работать с группой. Мало в каких школах, интернатах имеются комнаты релаксации (психологической разгрузки, сенсорные комнаты), помещения для физиопроцедур.
  5. Недостаточность в методическом обеспечении.  Психологи испытывают потребность в лицензионных, адаптированных психодиагностических методиках, коррекционно-развивающих программах. Стоимость же созданных методик достаточно высока, чтобы приобретать их за свой счёт.
  6. Недостаточно скоординированная  и налаженная деятельность психолога в  психологической службы с другими специалистами:  логопедом, дефектологом, воспитателями,  педагогами, социальными работниками и администрацией учреждения. Для оказания наиболее эффективной помощи ребёнку необходимо знать как можно больше информации о нём, как он себя ведёт в классе, в свободное время, какие проводились с ним мероприятия другими специалистами. Также для выполнения рекомендаций психолога и осуществления индивидуального сопровождения ребёнка необходимо тесное сотрудничество всех специалистов.
  7. Проблема дошкольного воспитания детей. Психологические особенности детей дошкольного возраста недостаточно изучены, система коррекционной помощи им несовершенна. Однако именно в этом возрасте происходит развитие многих психических процессов, закладываются основы для дальнейшего развития.
  8. Ещё одна проблема – недостаточность сведений о некоторых категориях детей с отклонениями в развитии. Прежде всего это  дети с тяжёлыми, множественными, комплексными нарушениями,  с тяжёлыми нарушениями речи, дети с ранним детским аутизмом, поведенческими расстройствами. Недостаточность сведений затрудняет проведение диагностической и коррекционной работы.
  9. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, отражающей специальные образовательные потребности детей с отклонениями в  развитии,   а также регламентирующей деятельность специальных образовательных учреждений.
  10. Одна из наиболее современных проблем – проблема интеграции, возможности и целесообразности совместного обучения детей нормы и детей с отклонениями в развитии.

Информация о работе Наиболее актуальные современные проблемы психологической службы специального образования