Мышление в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:18, доклад

Описание работы

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Работа содержит 1 файл

Мышление.docx

— 16.49 Кб (Скачать)

Мышление в психологии

 

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

 

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

 

Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

 

Мышление  визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения  интеллектуальных задач с опорой  на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого  мышления, продуктом которого является  порождение новых образов, создание  новых визуальных форм, несущих  определенную смысловую нагрузку  и делающих значение видимым.

 

Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

 

Мышление  комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.

Л. С. Выготский выделил 5 форм комплексов:

Ассоциативный комплекс — объединение разнородных предметов  на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку.

Комплекс-коллекция  — группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга  и объединенных с образцом по какому-либо одному, обычно практическому признаку.

Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к другому.

Диффузный комплекс возникает  на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает  по отношению к вещам, выходящим  за пределы практического опыта  ребенка.

В псевдопонятиях обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.

 

Мышление наглялно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

 

Мышление  наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

 

Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

 

Мышление  практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

 

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним – думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо.

Как это? (Например)

 

Предположим, вы задумались о своей  работе.

 

Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там  что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.

Дела у вас есть?

 

Далее. Размышляя о своей работы, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.

К сожалению. И расстроились, естественно.

 

Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам  уверенность в себе, поможет вам  сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в  себя и научить себе хотя бы маленькой  вещи, которая вам в вашей работе пригодится.

Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?

 

Запишите это полезный вывод  в своем Дневнике.

А можно подумать и принять серьезные  решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким  серьезным решением…»

 

Мышление  теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

 

Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.


Информация о работе Мышление в психологии