Мышление. Общая характеристика мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
Основные функции мышления
Установление всеобщих взаимосвязей.
Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.

Работа содержит 1 файл

На экзамен по психологии.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Мышление. Общая характеристика мышления

Мышление –  это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический  процесс поисков и открытия существенно  нового, опосредованного и обобщенного  отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).

Основные  функции мышления

Установление  всеобщих взаимосвязей.

Понимание сущности конкретного явления как разновидности  определенного класса явлений.

Обобщение свойств  однородной группы явлений и т.д.

Мыслительные  операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ –  это мыслительная операция расчленения  сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Синтез –  это мыслительная операция, позволяющая  в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Сравнение –  мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений  и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения  отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования  человек как бы «очищает» предмет  от побочных признаков, затрудняющих его  исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем  непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Логические  формы мышления

В психологической  науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это  отражение в сознании человека общих  и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма  мышления, которая отображает единичное  и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает  и как форма мышления, и как  особое мыслительное действие.

Понятия могут  быть всеобщими и единичными, конкретными  и абстрактными, теоретическими и  эмпирическими

Общее понятие  охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих  одно и то же название.

Единичное понятие  – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Конкретное понятие  – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

Абстрактное понятие  – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов  на основе сравнения.

Понятия формируются  в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение –  основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями  действительности.

Суждения образуются двумя способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что  воспринимается;

опосредованно – путем умозаключений или  рассуждений.

Суждения могут  быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Истинное суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или  отрицание) относительно всех предметов  данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к  некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

Умозаключение – форма мышления, при которой  на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения  индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение  – умозаключение, в котором рассуждение  идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды  мышления

Выделяют различные  виды мышления.

Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями  расширяет сферу действия практического  мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или  творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные  особенности и

Качества мышления

Глубина. Проявляется  в степени проникновения в  сущность явления, процесса.

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.

Гибкость. Проявляется  в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.

Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Быстрота. Проявляется  в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать  их в условиях дефицита времени

Список  литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р  н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для  вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая  психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с. 

 
 
 
 

Дать  объявление
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Мышление. Общая характеристика мышления