Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:09, реферат

Описание работы

Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.

Психология изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.

Работа содержит 1 файл

Мышление как высшая форма познавательной деятельности.docx

— 52.40 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

      

     «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ВООБРАЖЕНИЕ» 

     Студента  группы ФО-110301-КТ Кардаполова Олега 
 
 
 
 
 

     Преподаватель: Ерофеева И.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснотурьинск, 2011

     Мышление как высшая форма познавательной деятельности. 

     Жизнь постоянно ставит перед человеком  разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких  проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого  познания мира, открытия в нем новых  свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни  делает множество открытий, и необязательно  эти открытия являются великими и  ценными в масштабах всего  человечества.

     Психология  изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

     Психологическое исследование природы мышления исходит  из различения чувственного и рационального  познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.

     Мышление  раскрывает то, что непосредственно  не дано в восприятии. Задача мышления - выявление существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления -переход от единичного к общему. Мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

     В процессе мышления субъект использует средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

     Мышление  — процесс обобщенного и опосредованного  отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

     Важно отметить еще две особенности  мышления:

     Связь с действием. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления.

     Связь с речью. Становление мышления - в общении людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

     Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками:

    • собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
    • мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью;
    • понятийное, логическое мышление - произвольное, речь выступает как система средств, овладевая которой, человек может сознательно управлять мыслительным процессом;
    • мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

     Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной  ориентации в окружающем природном  и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической  науке говорят о мышлении в  узком смысле как процессе решения  задач.

     Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя:

     Набор определенных условий;

     Требование, которого нужно достичь.

     С психологической стороны требованию задачи соответствует субъективно  поставленная цель, а условиям —  средства ее достижения. Таким образом, задача — это цель, заданная в  определенных условиях, а решение  задачи — процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого  средств. Бели в прошлом опыте  субъекта имеются готовые средства достижения цели, то решение задачи фактически сводится к использованию  сформированного мыслительного  действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.

     Отсутствие  готовых средств решения характеризует  особый вид интеллектуальных задач  — проблему. То, что является проблемой  для одного человека, для другого  может ею и не быть. Проблемная ситуация возникает при недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда есть конфликт между тем, что  дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В ситуации отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и созидания. Этот процесс требует  продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и  отсутствием средств ее достижения называется творческой. Противоречия между целью и средствами являются движущей силой процесса мышления.

     Решение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:

  1. осознанием проблемной ситуации;
  2. анализ условий, выделение того, что известно, и того, что неизвестно, проблема превращается в задачу;
  3. ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта субъекта;
  4. гипотезы как предположения о способах решения задачи;
  5. реализация гипотезы; 6) — ее проверка, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями. Если проверка подтверждает гипотезу, решение реализуется. Если нет, процесс решения продолжается снова.

     Важное  значение для принятия правильного решения и успешного решения задачи имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.

     Мышление  и речь.

     Для мыслительной деятельности человека существенна  ее связь не только с чувственным  познанием, но и с языком, речью. Благодаря  речи становится возможным отвлечь  от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать  представление или понятие о  нем в специальном слове. Мысль  обретает в слове необходимую  материальную оболочку, в которой  она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается  в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана  та или иная мысль, тем более четко  и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и  понятнее становится сама эта мысль.

     Формулируя  свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует  их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в  словах помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому  ее пониманию. Благодаря этому и  становится возможным развернутое, последовательное, систематическое  рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

     В слове заключены важнейшие предпосылки  дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически  расчлененного и осознанного  мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль  не исчезает и не угасает, едва успев  возникнуть. Она прочно фиксируется  в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться  к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения  соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом  процессе является важнейшим условием их формирования.

     Вопрос  о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Он привлекал  к себе внимание ученых на протяжении всей истории развития психологических  исследований. Предлагаемые решения  были различными — от полного разделения речи и мышления и признания их совершенно независимыми друг от друга  функциями до столь же однозначного и безусловного их соединения вплоть до абсолютного отождествления. Современная психология рассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же время самостоятельные реальности.

     Значительный  вклад в решение проблемы соотношения  мышления и речи внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится  к речи, как и к мышлению. Оно  представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это  не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального  названия на отдельный предмет: оно  всегда характеризует предмет или  явление, обозначаемое им, обобщенно  и, следовательно, выступает как  акт мышления. Но слово — это  также и средство общения, поэтому  оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

     С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально  мышление и речь выполняли различные  функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, — выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением, — в свою очередь есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.

     Л.С. Выготский считал, что в возрасте около двух лет наступает критический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Признаками наступления перелома в развитии обеих функций являются быстрое  и активное расширение словарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок  впервые открывает для себя символическую  функцию речи, осознает обобщающее значение слова как средства общения  и начинает пользоваться им как для  коммуникации, так и для решения  задач. Ребенок начинает называть Разные предметы одним и тем же словом — это прямое доказательство того, что он усваивает понятия.

     В окружающем нас мире бесконечно много  различных предметов и явлений. Если бы мы стремились назвать каждое из них отдельным словом, то тот  словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы необозримым, а сам язык — недоступным человеку. Такой язык не мог бы служить средством  коммуникации. Однако нам нет необходимости  придумывать специфическое название, отдельное слово для каждого  отдельно существующего предмета или  явления. В своем общении и  мышлении мы вполне обходимся словарным  запасом, количество слов в котором  намного меньше числа обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, что каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому классу однотипных предметов, выделяемых по совокупности общих, специфических  и существенных признаков. Понятие  определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

     Понятие позволяет обобщать и углублять  знания об объекте, выходя в его познании за пределы непосредственно воспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти. Оно  придает всем этим процессам избирательность  и глубину. Пользуясь понятием для  обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим  в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем  нам дано непосредственно через  органы чувств.

     Из  множества качеств и свойств, заключенных в слове-понятии, ребенок  сначала усваивает лишь те, которые  непосредственно выступают в  совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения  и обогащения жизненного опыта, им усваивается  более глубокий смысл понятия, включая  и те качества соответствующих предметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятия начинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда  ребенок уже достаточно овладел  речью как средством общения  и развил свой практический интеллект.

Информация о работе Мышление как высшая форма познавательной деятельности