Мышление как вид познавательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение мышления как познавательного процесса.
Задачами для выполнения поставленной цели являются:
1) Дать определение мышления.
2) Описать виды мышления.
3) Рассмотреть основные мыслительные операции и приемы мышления.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика мышления
2 Виды мышления
3 Основные мыслительные операции и приемы мышления
3.1 Базовые мыслительные операции.
3.2 Формы мышления
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Мышление как вид познавательного процесса.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

- на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач. Характеристика этих операций приведена ниже.

 

3 ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ  ОПЕРАЦИИИ И ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ.

3.1 Базовые  мыслительные операции.

 

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение  разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция –  это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ – мысленное  разделение предметов, предметов или  ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его  сторон, действий, отношений. Следует  заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного  понятия на части, так и исходным материалом может являться часть  какого-либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи.

Синтез – обратная анализу  операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция – это процесс  мысленного отвлечения от некоторых  признаков, сторон конкретного, выделение  какого-либо единичного признака. Это  выделение какой-либо стороны или  аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом  этой операции нередко выступает  формирование понятий.

Обобщение или гнерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

3.2 Формы  мышления.

Познание реальности, и  объективное её отражение, это сложный  многоуровневый процесс, одной из структурных  единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение  существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Ещё одной формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Суждение – это форма  мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о  чём-либо. Суждения образуются двумя  основными способами:

  1. непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  2. опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть:
    • истинными;
    • ложными;
    • общими;
    • частными;
    • единичными.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая  для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом  на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в  обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или  единичному. При дедуктивном рассуждении  мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так  как позволяют человеку успешно  приспосабливаться к нему. Благодаря  мышлению мы можем предвидеть те или  иные факты и события, потому что  мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Крысько В.Г, Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные  схемы: учебное пособие для вузов. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология.. изд. “Питер” 2006 г.
  3. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. изд. “Московский психолого-социальный институт” 2003 г.
  4. Немов Р.С. Психология. изд. “Валдос” 2003 г.
  5. Реан А. А.. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2001.
  6. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. изд. “Проспект ” 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление как вид познавательного процесса