Мышление как познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:16, реферат

Описание работы

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в
результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние
закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании
непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята
непосредственно органами чувств.

Работа содержит 1 файл

Мышление как познавательный процесс.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

этапов или фаз:

первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

на  втором  -  происходит  выделение  того,  что  известно,  и   того,   что

неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

на  третьем  этапе   происходит   ограничение   зоны  поиска   (на   основе

представлений о  типе задач, исходя из предшествующего  опыта);

на четвертом - появляются гипотезы  как  предположения  о  способах  решения

задач;

пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

шестой  -  проверку  гипотезы.  Если  проверка  подтверждает  гипотезу,   то

осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем Петра  Кузьмича  Анохина  (1898-1974)

основные этапы  мыслительного процесса  могут  быть  сопоставлены  с  этапами

структуры   поведенческого   акта.    Направленность    процесса    мышления

определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный  синтез  выбирает

зону  поиска  решения  проблемы.  Поступающая  информация  анализируется   и

сопоставляется со  знаниями,  извлекаемыми  из  памяти,  содержание  которых

существенно определяется доминирующей  мотивацией.  Этапу  принятия  решения

соответствует выбор  наиболее вероятной гипотезы для  ее последующей  проверки

и доказательств. В  акцепторе результатов действия в соответствии с  принятой

гипотезой формируются  некоторые  представления  о  том,  что  прежде  всего

следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный  синтез  содержит

замыслы доказательств  и  проверок.  Выполнение  конкретного  доказательства,

которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения,  эквивалентно

этапу  осуществления  реального  действия.  В  случае  неудачи  активируется

ориентировочно-исследовательская  деятельность  субъекта.  Она  приводит   к

изменению содержания акцептора результатов, а  также  афферентного  синтеза.

Возникают  новые  замыслы,  идеи,  и  возможно,  привлекаются  иные  способы

доказательств. 

                 Типы мыслительных действий и  их содержание 

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных  для  процесса  решения

задач:

ориентировочные действия;

исполнительные действия;

нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий,  на  основе  которого

возникает главный  элемент мыслительного процесса - гипотеза.  Она  возникает

на основе полученной информации, анализа условий и способствует  дальнейшему

поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит  в план решения. 

     Исполнительные  действия сводятся в основном  к  выбору  приемов  решения

задачи. 

     Нахождение  ответа  состоит  в  сверке  решения  с  исходными  условиями

задачи.  Если  в  результате  сличения  результат  согласуется  с  исходными

условиями, процесс  прекращается. Если нет  -  процесс  решения  продолжается

снова  и  протекает  до  тех  пор,  пока  решение  не   будет   окончательно

согласовано с условиями  задачи. 

                              Операции мышления 

Проникновение в  глубь  той  или  иной  проблемы,  стоящей  перед  человеком,

рассмотрение  свойств,  составляющих  эту  проблему  элементов,   нахождение

решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций.  В

психологии выделяют такие операции мышления, как:

анализ;

сравнение;

абстрагирование;

синтез;

обобщение;

классификация и;

категоризация.

Анализ  -  это  мыслительная  операция  расчленения  сложного   объекта   на

составляющие его  части. Анализ - это выделение в  объекте тех  или  иных  его

сторон, элементов,  свойств,  связей,  отношений  и  т.д.;  это  расчленение

познаваемого  объекта  на  различные  компоненты.  Например,   школьник   на

занятиях кружка юных техников, пытаясь понять  способ  действия  какого-либо

механизма или машины, прежде  всего,  выделяет  различные  элементы,  детали

этого механизма  и разбирает его на  отдельные  части.  Так  -  в  простейшем

случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект. 

     Синтез - это мыслительная операция,  позволяющая  в  едином  аналитико-

синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие  от

анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.  Анализ  и

синтез обычно выступают  в единстве. Они неразрывны,  не  могут  существовать

друг  без  друга:  анализ,  как  правило,  осуществляется   одновременно   с

синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. 

     Неразрывное  единство между анализом и синтезом  отчетливо  выступает  в

таком познавательном процессе, как  сравнение.  Сравнение  -  это  операция,

заключающаяся в  сопоставлении предметов и явлений, их  свойств  и  отношений

друг с другом и в выявлении, таким  образом,  общности  или  различия  между

ними. Сравнение характеризуется  как более элементарный процесс, с  которого,

как правило, начинается познание. В  конечном  итоге  сравнение  приводит  к

обобщению. 

     Обобщение  - это объединение многих предметов  или явлений  по  какому-то

общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах  -  в  результате

их анализа - выделяется  нечто  общее.  Эти  общие  для  различных  объектов

свойства бывают двух видов:

общие как сходные  признаки и;

общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих  свойств  и  признаков  вещей

субъект  обнаруживает  тождество  и  различие  между  вещами.  Эти  сходные,

похожие  признаки   затем   абстрагируются   (выделяются,   отделяются)   из

совокупности других свойств и  обозначаются  словом,  затем  они  становятся

содержанием   соответствующих   представлений   человека   об   определенной

совокупности предметов  или явлений. 

     Абстрагирование  - мыслительная операция, основанная  на  отвлечении  от

несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного,

главного. 

     Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое  в  результате  мысленного

отвлечения от несущественных сторон, свойств  предметов  и  отношений  между

ними с целью  выявления существенных признаков. 

     Выделение  (абстрагирование)  общих  свойств   разных  уровней  позволяет

человеку  установить  родовидовые   отношения   в   некотором   многообразии

предметов  и  явлений,  систематизировать   их   и   тем   самым   построить

определенную классификацию. 

     Классификация  -  систематизация   соподчиненных   понятий   какой-либо

области знания или  деятельности  человека,  используемая  для  установления

связей между этими  понятиями или классами объектов. 

     Следует   отличать  классификацию  от  категоризации.  Категоризация   -

операция отнесения  единичного объекта,  события,  переживания  к  некоторому

классу, в  качестве  которого  могут  выступать  вербальные  и  невербальные

значения, символы  и т.п. 

     Закономерности  рассмотренных операций мышления  и  есть  суть  основных

внутренних, специфических  закономерностей мышления. На их  основе  только  и

могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для обсуждения: 

1. Сущность мышления  как процесса решения задач. 

2. Содержание основных  этапов развернутого мыслительного  процесса. 

3. Основные типы  мыслительных действий,  характерных   для  процесса  решения

задач и их содержание. 

4. Основные операции  мышления и их сущность. 

                                5. Интеллект 

Характеризуя  мышление  человека,  в  первую   очередь   подразумевают   его

интеллектуальные  способности,  т.е.  те  способности,  которые  обеспечивают

"включение"  человека в достаточно широкий   круг  деятельностей  и  ситуаций.

Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего,  связаны  с  такими

его характеристиками как:

"умственное развитие" и;

"интеллект".

Под умственным развитием  понимается совокупность как знаний, умений,  так  и

умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений  и

знаний. Наиболее общей  характеристикой уровня умственного  развития  является

подготовленность  функционирования мышления в пределах возрастного социально-

психологического  норматива  (СПН).  То  есть  уровень  умственного  развития

должен отражать наиболее типичные, общие, характерные  для  данного  социума

особенности мыслительной деятельности,  касающиеся  как  объема  и  качества

знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий. 

     Достигнутый  человеком  уровень умственного развития  зависит от  его

интеллектуальных  способностей. Интеллект (или общая  умственная  способность)

- не  сумма   знаний  и  умственных  операций,  а  то,  что  способствует  их

успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний  и  умений,

то умственное развитие характеризует в первую очередь  содержание, способы  и

формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая структура  способностей,

в   основе    которых    лежат    процессы,    обеспечивающие    переработку

разнокачественной  информации  и  осознанную  оценку  ее.   Интеллектуальные

качества - качества личности, предопределяющие особенности  функционирования

интеллекта. 

     Практически  диагностика умственного развития  возникла как  тестирование

интеллекта и в этом русле развивалась на  протяжении  первой  половины  ХХ

века.  Стало  даже  довольно  привычным  употреблять  показатель  по   тесту

Стэнфорда-Бине IQ в  качестве  "обобщенного"  символа  интеллекта  и  уровня

умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ)  -  количественный

показатель, указывающий  на  общий  уровень  развития  мышления  индивида  по

сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация  интеллектуального

Информация о работе Мышление как познавательный процесс