Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:16, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в
результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние
закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании
непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята
непосредственно органами чувств.
этапов или фаз:
первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что
неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;
на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе
представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения
задач;
пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то
осуществляется реализация решения.
С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)
основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами
структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления
определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает
зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и
сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых
существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения
соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки
и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой
гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего
следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит
замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства,
которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно
этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется
ориентировочно-
изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза.
Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы
доказательств.
Типы мыслительных действий и
их содержание
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения
задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого
возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает
на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему
поиску, направляет
движение мысли, в итоге переходит
в план решения.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения
задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями
задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными
условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается
снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно
согласовано с условиями
задачи.
Операции мышления
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком,
рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение
решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В
психологии выделяют такие операции мышления, как:
анализ;
сравнение;
абстрагирование;
синтез;
обобщение;
классификация и;
категоризация.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его
сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение
познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на
занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо
механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали
этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем
случае он анализирует,
расчленяет познаваемый объект.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-
синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от
анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и
синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать
друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с
синтезом, и наоборот.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в
таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция,
заключающаяся в
сопоставлении предметов и
друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между
ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого,
как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к
обобщению.
Обобщение
- это объединение многих
общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате
их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов
свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки и;
общие как существенные признаки.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей
субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные,
похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из
совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся
содержанием соответствующих представлений человека об определенной
совокупности предметов
или явлений.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от
несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного,
главного.
Абстракция
- отвлеченное понятие,
отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между
ними с целью
выявления существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет
человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии
предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить
определенную классификацию.
Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо
области знания или деятельности человека, используемая для установления
связей между этими
понятиями или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация -
операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому
классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные
значения, символы
и т.п.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных
внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и
могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность мышления
как процесса решения задач.
2. Содержание основных
этапов развернутого
3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения
задач и их содержание.
4. Основные операции
мышления и их сущность.
5. Интеллект
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его
интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают
"включение"
человека в достаточно широкий
Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими
его характеристиками как:
"умственное развитие" и;
"интеллект".
Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и
умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-
психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития
должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества
знаний и умений,
так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его
интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность)
- не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их
успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений,
то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и
формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей,
в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные
качества - качества личности, предопределяющие особенности функционирования
интеллекта.
Практически
диагностика умственного
интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ
века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту
Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного" символа интеллекта и уровня
умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный
показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по
сравнению с выборкой,
на которой проходила