Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:47, доклад
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Мышление - это
социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенное
нового, процесс опосредствованного
и обобщенного отражения
Познавательная деятельность начинается
с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее
развитое, мышление всегда сохраняет связь
с чувственным познанием, т.е. с ощущениями,
восприятиями и представлениями. Весь
свой материал мыслительная деятельность
получает только из одного источника -
из чувственного познания. Через ощущения
и восприятия мышление непосредственно
связано с внешним миром и является его
отражением. Правильность (адекватность)
этого отражения непрерывно проверяется
в процессе практического преобразования
природы и общества.
Поскольку в рамках только чувственного
познания невозможно до конца расчленить
такой общий, суммарный, непосредственный
эффект взаимодействия субъекта с познаваемым
объектом, необходим переход от ощущений
и восприятий к мышлению. В ходе мышления
осуществляется дальнейшее, более глубокое
познание внешнего мира. В результате
удается расчленить, распутать сложнейшие
взаимозависимости между предметами,
событиями, явлениями.
В процессе мышления, используя данные
ощущений, восприятий и представлений,
человек вместе с тем выходит за пределы
чувственного познания, т.е. начинает познавать
такие явления здешнего мира, их свойства
и отношения, которые непосредственно
вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно
вообще не наблюдаемы. Например, физики
изучают свойства элементарных частиц,
которые невозможно увидеть даже с помощью
самого мощного современного микроскопа.
Иначе говоря, они непосредственно не
воспринимаются: их нельзя видеть - о них
можно только мыслить. Благодаря абстрактному,
отвлеченному, опосредствованному мышлению
удалось доказать, что такие невидимые
элементарные частицы все же существуют
в действительности и обладают определенными
свойствами. Эти свойства непосредственно
не наблюдаемых частиц познаются в процессе
мышления опять-таки косвенным, не прямым,
т.е. опосредствованным, путем.
Таким образом, мышление начинается там,
где оказывается уже недостаточным или
даже бессильным чувственное познание.
Мышление продолжает и развивает познавательную
работу ощущений, восприятий и представлений,
выходя далеко за их пределы.
Для мыслительной деятельности человека
существенна ее взаимосвязь не только
с чувственным познанием, но и с языком,
с речью. В этом проявляется одно из принципиальных
различий между человеческой психикой
и психикой животных. Элементарное, простейшее
мышление животных всегда остается лишь
наглядно-действенным; оно не может быть
отвлеченным, опосредствованным познанием.
Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми
предметами, которые в данный момент находятся
перед глазами животного. Такое примитивное
мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном
лане и не выходит за его пределы.
Только с появлением речи становится возможным
отвлечь от познаваемого объекта то или
иное его свойство и закрепить, зафиксировать
представление или понятие о нем в специальном
слове. Мысль обретает в слове необходимую
материальную оболочку, в которой она
только и становится непосредственной
действительностью для других людей и
для нас самих. Человеческое мышление
- в каких бы формах оно ни осуществлялось
- невозможно без языка. Всякая мысль возникает
и развивается в неразрывной связи с речью.
Чем глубже и основательнее продумана
та или иная мысль, тем более четко и ясно
она выражается в словах, в устной и письменной
речи. И наоборот, чем больше совершенствуется,
оттачивается словесная формулировка
какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее
становится сама эта мысль.
Таким образом, человеческое мышление
неразрывно связано языком, с речью. Мышление
необходимо существует в материальной,
словесной оболочке.
Психологически исследовать мышление
как процесс - значит изучить внутренние,
скрытые причины, приводящие к образованию
тех или иных познавательных результатов.
Таковыми результатами, продуктами мышления
являются, например, следующие факты: решил
или не решил задачу данный ученик; возник
у него или нет замысел, план решения, догадка;
усвоил он или нет определенные знания,
способы действия; сформировалось ли у
него новое понятие и т.д. а всеми этими
внешне выступающими фактами психология
стремится вскрыть внутренний мыслительный
процесс, к ним приводящий. Тем самым она
исследует внутренние, специфические
причины, которые позволяют объяснить,
а не только констатировать и описывать
внешне выступающие психические явления
и события. Психологическая наука исходит
при этом из принципа детерминизма (принципа
причинной обусловленности): внешние причины
действуют через внутренние условия. Иначе
говоря, например, любое педагогическое
воздействие влияет на человека не прямо
и не непосредственно, а опосредтсвованно
- преломляясь через психическое состояние
данного человека, в зависимости от его
чувств, мыслей и т.д.
Представим себе, что несколько учеников
решают - каждый самостоятельно - одну
и ту же задачу: на определенном этапе
мыслительного процесса решения учитель
оказывает каждому из них некоторую совершенно
одинаковую помощь, подсказывая одну из
теорем, на которой основано решение. Такая
помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое,
а различное воздействие на каждого из
учеников - в зависимости от того, насколько
далеко сам школьник успел продвинуться
вперед в процессе обдумывания задачи,
т.е. в зависимости от внутренних условий
его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся
вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить
задачу, тем больше подготовлена почва
для использования подсказки, данной извне,
тем в большей степени сформировались
внутренние условия для принятия помощи
со стороны. И наоборот, чем меньше ученик
сам продумал ту же задачу, тем труднее
ему воспользоваться такой внешней подсказкой
и довести решение до конца. Вначале он
вообще может подумать, что подсказываемая
теорема не имеет никакого отношения к
делу, т.е. попросту не примет помощь со
стороны, не сможет ею воспользоваться.
Все это и означает, что внешнее (педагогическое
и др.) воздействие дает тот или иной психический
эффект, лишь преломляясь через внутренние
условия. Факт неиспользования подсказки,
помощи со стороны (которая, казалось бы,
прямо указывает путь к решению) особенно
отчетливо обнаруживает наличие таких
внутренних специфических условий и закономерностей
мыслительного процесса.
Процесс мышления - это прежде всего анализ,
синтез и обобщение. Анализ - это выделение
в объекте тех или иных его сторон, элементов,
свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение
познаваемого объекта на различные компоненты.
Например, школьник на занятиях кружка
юных техников, пытаясь понять способ
действия какого-либо механизма или машины,
прежде всего выделяет различные элементы,
детали этого механизма и разбирает его
на отдельные части.
Анализ и синтез, вообще деятельность
мышления, как и всякая другая деятельность,
всегда вызваны какими-то потребностями
личности. Если нет потребностей, нет и
деятельности, которую они могли бы вызвать.
Изучая мышление, как и любой другой психический
процесс, психологическая наука учитывает
и в той или иной степени специально исследует,
какие именно потребности и мотивы заставили
данного человека включиться в познавательную
деятельность и при каких конкретных обстоятельствах
у него возникла потребность в анализе,
синтезе и т.д. В противоположность психологии
формальная логика абстрагируется не
только от взаимоотношений мышления с
чувственным познанием, но и от взаимосвязей
мыслительной деятельности с потребностями,
мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не
само по себе "чистое" мышление, не
сам по себе мыслительный процесс как
таковой, а человек, индивид, личность,
обладающая определенными способностями,
чувствами и потребностями. Неразрывная
связь мыслительной деятельности с потребностями
отчетливо обнаруживает тот важнейший
факт, что всякое мышление - это всегда
мышление личности во всем богатстве ее
взаимоотношений с природой, обществом,
с другими людьми.
Исследуемые в психологии мотивы мышления
бывают двух видов: 1) специфически познавательные
и 2) неспецифические. В первом случае побудителями
и движущими силами мыслительной деятельности
служат интересы и мотивы, в которых проявляются
познавательные потребности (любознательность
и т.д.). Во втором случае мышление начинается
под влиянием более или менее внешних
причин, а не чисто познавательных интересов.
Например, школьник может начать готовить
уроки, решать задачу, думать над ней не
из желания узнать и открыть для себя что-то
новое, а лишь потому, что он боится отстать
от товарищей и т.д. Но какой бы ни была
исходная мотивация мышления, по мере
его осуществления начинают действовать
и собственно познавательные мотивы. Часто
бывает так, что ученик садится учить уроки
лишь по принуждению взрослых, но в процессе
учебной работы у него возникают и чисто
познавательные интересы к тому, что он
делает, читает, решает.
Таким образом, человек начинает мыслить
под влиянием тех или иных потребностей
и в ходе его мыслительной деятельности
возникают и развиваются все более глубокие
и сильные познавательные потребности.
Мышление имеет целенаправленный характер.
Необходимость в мышлении возникает прежде
всего тогда, когда в ходе жизни и практики
перед человеком появляются новая цель,
новая проблема, новые обстоятельства
и условия деятельности. Например, так
бывает, когда врач сталкивается с каким-то
новым, до сих пор неизвестным заболеванием
и пытается найти и использовать новые
методы его лечения. По самому своему существу
мышление необходимо лишь в тех ситуациях,
в которых возникают эти новые цели, а
старые, прежние средства и способы деятельности
недостаточны (хотя и необходимы) для их
достижения. Такие ситуации называются
проблемными. С помощью умственной деятельности,
берущей начало в проблемной ситуации,
удается создать, открыть, найти, изобрести
новые способы и средства достижения целей
и удовлетворения потребностей.
Мышление - это искание и открытие нового.
В тех случаях, где можно обойтись старыми,
уже известными способами действия, прежними
знаниями и навыками, проблемной ситуации
не возникает и потому мышление попросту
не требуется. Например, уже ученика II
класса не заставляет мыслить вопрос типа:
"Сколько будет 2 х 2?". Для ответа на
такие вопросы вполне достаточно лишь
старых, уже имеющихся у этого ребенка
знаний.
Индивидуальные особенности мышления
у различных людей проявляются прежде
всего в том, что у них по-разному складывается
соотношение разных и взаимодополняющих
видов и форм мыслительной деятельности
(наглядно-образного, наглядно-действенного
и отвлеченного мышления). К индивидуальным
особенностям мышления относятся также
и другие качества познавательной деятельности:
самостоятельность, гибкость, быстрота
мысли.
Самостоятельность мышления проявляется
прежде всего в умении увидеть и поставить
новый вопрос, новую проблему и затем решить
их своими силами. Творческий характер
мышления отчетливо выражается именно
в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении
изменять намеченный вначале путь (план)
решения задач, если он не удовлетворяет
тем условиям проблемы, которые постепенно
вычленяются в ходе ее решения и которые
не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях,
когда от человека требуется принимать
определенные решения в очень короткий
срок (например, во время боя, аварии). Но
она нужна также и школьникам. Так, некоторые
хорошие ученики даже в старших классах,
когда их вызывают к доске решать новую
для них задачу, смущаются и теряются.
Эти отрицательные эмоции затормаживают
их мышление; мысль начинает работать
очень медленно и часто безуспешно, хотя
в спокойной обстановке (дома или за партой,
а не у доски) те же школьники быстро и
хорошо решают подобные и даже более трудные
задачи. Это резкое замедление мысли под
влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко
проявляется и на экзаменах. У других школьников,
наоборот, общее возбуждение и волнение
во время экзамена не замедляют, а стимулируют
и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться
более высоких результатов, чем в обычной,
спокойной обстановке.
Эти индивидуальные особенности некоторых
учеников необходимо специально учитывать,
чтобы правильно оценить их умственные
способности и знания.
Все перечисленные и многие другие качества
мышления тесно связаны с основным его
качеством, или признаком. Важнейший признак
всякого мышления - независимо от его отдельных
индивидуальных особенностей - умение
выделять существенное, самостоятельно
приходить ко все новым обобщениям. Когда
человек мыслит, он не ограничивается
констатацией того или иного отдельного
факта или события, пусть даже яркого,
интересного, нового и неожиданного. Мышление
необходимо идет дальше, углубляясь в
сущность данного явления и открывая общий
закон развития всех более или менее однородных
явлений, как бы внешне они не отличались
друг от друга.
Литература
1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.
Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов
выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.:
Просвещение, 1995. - 576 с.
3. Хрестоматия по общей психологии: психология
мышления. - М.. 1981.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические
труды. Психология интеллекта. Генезис
числа у ребенка. Логика и психология.
- М., 1969.
5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.
-М., 1986
6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб.
для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А.
Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.