Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях.

Работа содержит 1 файл

лена.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

В зависимости  от различных условий общения  устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или  нескольких лиц, которые говорят  попеременно. В повседневном и обычном  разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени  определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и  развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь  не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники  находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты  и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой  форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь  выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и  отвечать именно на них, а не на собственные  мысли.

Монологическая  речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в  практике общения людей занимает большое место и проявляется  в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая  и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В  связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует  связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и  отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить  не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Внутренняя речь-это  внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей  и, следовательно, не может быть средством  общения. Внутренняя речь-словесная  оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти  никогда не существует в форме  полных, развернутых предложений. Часто  целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет  собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех  случаях, когда испытывают затруднения  в процессе мышления. Трудности, которые  переживает иногда человек, пытаясь  объяснить другому понятную ему  самому мысль, часто объясняются  трудностью перехода от сокращенной  внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. 

                              0.3 Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано  с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые  произносим вслух или проговариваем  про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково  хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком  языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными  приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической ("ручной") речью, мыслят на основе образов.

Иногда может  показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это  означает, что мысль еще неясна себе самому, что это

скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с  четкой словесной формулировкой.

Неправильно и  противоположное мнение о том, что  мысль и речь по существу одно и  то же, что мышление - это речь, лишенная звучания ("речь минус звук", как  считают некоторые буржуазные ученые), а речь-"озвученное мышление". Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно  выразить на разных языках сотнями  разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова  с одинаковым звучанием, но разным смыслом: "корень", "коса", "ключ", "реакция" и т. д.), т. е. одно и  то же слово может выражать разные мысли, разные понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Заключение 

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает  системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает  более сложными образованиями, которые  дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного  опыта и делать выводы отвлеченным  вербально- логическим путем. К числу  аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат  в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному  и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом  общественно-исторического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Литература 

1. Айзман Р.И.  и др. Подготовка ребенка к  школе. М., 1991.

2. Выготский  Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

3. Гальперин  П.Я Введение в психологию. М, 1996.

4. Леонтьев А.  А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

5. Лурия А.Р.  Язык и сознание . Ростов- на - Дону 1998.

6. Крутецкий  В.А. Психология. М., 1986.

Информация о работе Мышление и речь