Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:32, реферат
Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическая
речь, как правило, предъявляет меньше
требований к построению связного и
развернутого высказывания, чем речь
монологическая или письменная; здесь
не нужна специальная подготовка.
Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации,
воспринимают одни и те же факты
и явления и поэтому
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая
речь протекает с известным
Внутренняя речь-это
внутренний беззвучный речевой процесс.
Она недоступна восприятию других людей
и, следовательно, не может быть средством
общения. Внутренняя речь-словесная
оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна.
Она очень сокращена, свернута, почти
никогда не существует в форме
полных, развернутых предложений. Часто
целые фразы сокращаются до одного
слова (подлежащего или сказуемого).
Объясняется это тем, что предмет
собственной мысли человеку вполне
ясен и поэтому не требует от него
развернутых словесных
0.3 Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными
приборами можно
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это
скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Неправильно и
противоположное мнение о том, что
мысль и речь по существу одно и
то же, что мышление - это речь, лишенная
звучания ("речь минус звук", как
считают некоторые буржуазные ученые),
а речь-"озвученное мышление".
Это мнение ошибочно хотя бы потому,
что одну и ту же мысль можно
выразить на разных языках сотнями
разных звукосочетаний. Известно также,
что существуют слова-омонимы (слова
с одинаковым звучанием, но разным смыслом:
"корень", "коса", "ключ",
"реакция" и т. д.), т. е. одно и
то же слово может выражать разные
мысли, разные понятия.
Итак, связь речи
и мышления не только позволяет глубже
проникать в явления
1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.
3. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.
4. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание . Ростов- на - Дону 1998.
6. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.